Вопросы падежей русский язык картинка



Что такое падеж? Таблица падежей

Падеж — это сло­во­из­ме­ни­тель­ная кате­го­рия име­ни, выра­жа­ю­щая его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам, обо­зна­ча­ю­щим пред­мет, при­знак или дей­ствие в предложении.

Узнаем, что такое падеж в рус­ском язы­ке, какие суще­ству­ют паде­жи, на какие вопро­сы отве­ча­ют, как опре­де­лить падеж существительного.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж, Википедия:

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в рус­ском язы­ке (таб­ли­ца с вопро­са­ми и с окончаниями)

Падежи в русском языке таблица с вопросами и с окончаниями

Таблица падежей с вопросами

Рассмотрим систе­му паде­жей име­ни суще­стви­тель­но­го, уточ­нив опре­де­ле­ние падежа:

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопросы:

  • кто? — бабушк а , мастер , отец ;
  • что? — тишин а , дом , счасть е , радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части сказуемого.

Мой брат учит­ся в шестом классе.

Вася — мой млад­ший брат .

Родительный падеж

  • нет (кого?) бабушк и , мастер а , отц а ;
  • нет (чего?) тишин ы , дом а , счасть я , радост и .

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, например:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

Например:

  • гулять у реки;
  • вымок­нуть из-за дождя;
  • вый­ти без зонтика;
  • бежать от калитки;
  • достать до полки;
  • сде­лать ради детей.
  • Дам (кому?) бабушк е , мастер у , отц у ;
  • дам (чему?) тишин е , дому, счасть ю , радост и .

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Подойти к матери;
  • посту­пить соглас­но правилам;
  • идти навстре­чу ветру;
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судьбе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушк у , мастер а , отц а ;
  • вижу (что?) тишин у , дом , счасть е , радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • Вернуться спу­стя год;
  • рас­ска­зать про орла;
  • прой­ти сквозь пламя;
  • пере­сту­пить через ступеньку;
  • вый­ти, несмот­ряна ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект действия:

  • поло­жить (во что?) в стол;
  • (на что?) на стол;
  • (за что?) за стол;
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

  • Горжусь (кем?) бабушк ой , мастер ом , отц ом ;
  • любу­юсь (чем?) тишин ой , дом ом , счасть ем , радость ю .

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся предлоги:

  • при­е­хать с другом;
  • парить над полем;
  • оста­но­вить­ся перед вокзалом;
  • поса­дить за домом;
  • дей­ство­вать соглас­но с распоряжением;
  • я вме­сте с братом;
  • в свя­зи с непогодой;
  • прой­ти меж­ду рядами.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушк е , о мастер е , об отц е ;
  • рас­ска­жу о чём? о тишин е , о дом е , о счасть е , о радост и .

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами:

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при школе;
  • бегать в парке;
  • висеть на стене;
  • пове­дать о путешествии;
  • ска­кать на лошади.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Определение падежа существительного

Склонение имен существительных

Чтобы опре­де­лить падеж суще­стви­тель­но­го, нуж­но пред­при­нять сле­ду­ю­щие действия:

  1. пер­вый шаг — най­ти сло­во, к кото­ро­му отно­сит­ся иссле­ду­е­мое существительное;
  2. вто­рой шаг — поста­вить от это­го сло­ва к суще­стви­тель­но­му вопрос.

Например, по вопро­су и по окон­ча­нию опре­де­ля­ем падеж суще­стви­тель­но­го «бабуш­ка».

В отдель­ных слу­ча­ях пред­ло­ги явля­ют­ся сред­ством раз­ли­че­ния паде­жей, например:

  • при­сло­нить­ся к (чему?) стен е — д. п.;
  • висит на (чём?) стен е — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошад и — р. п.;
  • ска­кать на (ком?) лошад и — п. п.

Система паде­жей состав­ля­ет скло­не­ние изме­ня­е­мых частей речи — имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных. Узнаем о типах скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных, о том, как опре­де­лить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

Источник

Падежи основных частей речи

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

Название Слово-помощник Вопросы Примеры
Именительный Имеется Кто? Что? Блогер. Огород
Родительный Нет Кого? Чего? Блогера. Огорода
Дательный Дать Кому? Чему? Блогеру. Огороду
Винительный Винить Кого? Что? Блогера. Огород
Творительный Стать Кем? Чем? Блогером. Огородом
Предложный Говорить О ком? О чём? О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Падежи основных частей речиНесклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Источник

Вопросы падежей русский язык картинка

Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение.

Посмотрите на окружающие вас предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол. На столе стоит компьютер. Я играю на компьютере. На диване лежит кот. Поглажу кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?

Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.

Вот классический пример. Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю. Лермонтов сделал это так:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

В древнерусском языке был ещё седьмой, звательный, который использовался в обращениях. Его можно встретить, например, в молитве: «Отче наш, Иже еси на небесах!». А.С. Пушкин сохранил такую форму в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Современный русский язык научился обходиться формой именительного падежа, в том числе и в обращениях: «Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас…» (М.Ю. Лермонтов).

Падежи существительных, падежные предлоги

Именительный

Именительный падеж – это основная форма существительного, его «имя». Отсюда и его название. Слова в именительном падеже отвечают на вопрос Кто? Что? и всегда употребляются без предлогов: мир, макет, сестра, телефон.

Как видим, многие слова в этом падеже равны своему корню. Другие падежи уже произведены от именительного (мир – мир-а, макет – к макет-у, сестра – сестр-у, телефон – в телефон-е) . Поэтому он первый среди равных.

Родительный

Родительный – это «падеж родства». Он связан с вопросами Кого? Чего? и часто применяется в тех случаях, когда нужно указать на родителя: сын (кого?) олигарха ; создателя: тезисы (кого?) президента ; владельца: сады (кого?) Демидова . Впрочем, «родство» часто понимается шире (лист берёзы) , а иногда и вовсе не прослеживается (увеличение пенсии) .

Родительный падеж может обходиться без предлогов, но частые его спутники – предлоги у, от, до, без, около, возле, для, из, кроме .

Дательный

Дательный падеж – самый «щедрый»: первоначально он обозначал адресата: подарок внучке, помощь пациентам, ответить учителю ; и вопросы у него были соответствующие — Кому? Чему? Но сейчас он может выражать и понятия, не связанные со словом «дать»: «Внимая ужасам войны….» (Н. Некрасов).

Вот предлоги дательного падежа, которые помогают его узнать: к, благодаря, согласно, вопреки .

Винительный

Винительный падеж ни в чём не виноват. Да, название ему дано от слова «вина», но в древнерусском языке это слово также имело значение «причины»: осудить преступника, любить жизнь, читать книгу . Да, вот такие разные причины, вызывающие то или иное действие. Однако правильнее сейчас говорить, что винительный падеж указывает на объект, на который направлено действие и отвечает на вопросы Кого? Что?.

С винительным падежом могут употребляться предлоги в, на, за, про, через, под . Но доверять им при определении падежа не стоит, потому что эти предлоги употребляются и с другими падежными формами.

Творительный

Творительный – это падеж-работяга, потому что основное его значение – значение орудия, которым выполняется действие (кем? чем?): вязать крючком, грести лопатой, махнуть рукой . Но немало и других значений. Например, место действия: «Я лечу над Россией, словно в сказочном сне…» (О. Левицкий). Часто встречается творительный падеж со значением сравнения: «На щёчке родинка, полумесяцем бровь…» (М. Турсун-Заде).

Творительный падеж нередко употребляется с предлогами с, над, меж, за, перед, вместе с, в связи с .

Предложный

Предложный падеж – самый «наипредложнейший», потому что употребляется он не иначе как с предлогами о, в, на, по, при .

Название ему придумал М.В. Ломоносов. Как и в старину, сейчас этот падеж часто употребляется для обозначения времени и места: «В январе, в январе Много снегу на дворе» (С. Маршак). Также он указывает на объект, о котором идёт речь: «О красном вечере задумалась дорога…» (С. Есенин). Вопросы, наиболее часто употребляемые с этим падежом: О ком? О чём?

Таблица падежей русского языка

Для простоты восприятия и запоминания падежей были придуманы специальные таблицы. Ниже вы можете изучить одну из многих, возможно, именно она позволит вам освоить материал в более удобной форме.

Название Слово-помощник Вопросы Примеры
Именительный Имеется Кто? Что? Блогер. Огород
Родительный Нет Кого? Чего? Блогера. Огорода
Дательный Дать Кому? Чему? Блогеру. Огороду
Винительный Винить Кого? Что? Блогера. Огород
Творительный Стать Кем? Чем? Блогером. Огородом
Предложный Говорить О ком? О чём? О блогере. Об огороде

И вариант таблицы падежей с вопросами в виде изображения:

Падежи основных частей речиНесклоняемые существительные

Существуют в русском языке и несклоняемые имена существительные, которые не хотят приспосабливаться и отклоняться от начальной формы. Прежде всего, это слова-иностранцы, вошедшие в русский язык из других языков: кино, шоссе, метро, пальто, такси, кофе и др.

И как уж не ломали их в речи (особенно доставалось «кино» и «пальто»), но они остались несгибаемы и подчиняться нашим правилам не захотели. Их особенность в том, что во всех падежах они сохраняют одну и ту же форму. И тем не менее, ответ на вопрос как определить падеж в таких словах существует, падеж у них можно определить с помощью всё тех же вопросов:

  • появилось (что?) метро (Им.п.);
  • встретиться (у чего?) у метро (Р.п.);
  • удивляться (чему?) метро (Д.п.);
  • спуститься (во что?) в метро (В.п.);
  • гордиться (чем?) метро (Т.п.);
  • добраться (на чём?) на метро (П.п.).

Выделяют следующие группы несклоняемых существительных:

  1. Нарицательные и собственные имена существительные иноязычного происхождения с конечными гласными –о, -у, -э, -и, -е, -ю и ударным –а: авокадо, авеню, пюре, Баку, Миссисипи, Дюма;
  2. Заимствованные собственные и нарицательные имена существительные с согласным на конце, указывающие на лиц женского пола: мисс, Винокур;
  3. Украинские фамилии, оканчивающиеся на –о, -их/-ых: Борисенко, Лемешко, Белых;
  4. Большинство сложносокращённых слов и аббревиатур: замдиректора, СМИ, ООН (но: вуз – вуза, завхоз – завхозу).

Разница между родительным и винительным падежами

При определении падежей часто путают родительный и винительный. Связано это с общим для них вопросом кого? Обычно путаница возникает с одушевлёнными именами существительными, словоформы которых совпадают в родительном и винительном падежах. Например:

В классе не было (кого?) учителя.
Я спросил (кого?) учителя.

Как быть? Поможет мама! Легко запомнить формы этого слова: нет (кого?) мамы (Р.п.), люблю (кого?) маму (В.п.). Зная это, смело заменяем этим словом существительное, у которого определяем падеж:

В классе не было (кого?) мамы (учителя – Р.п.).
Я спросил (кого?) маму (учителя – В.п.).

Формально можно использовать этот приём и с неодушевлёнными существительными, но обычно в этом нет необходимости.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом. Любуюсь (чем?) снегом. Существительное снегом творительного падежа, значит, и прилагательное белым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках: добра молодца – к добру молодцу . К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм: рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами?

Ученики часто путают именительный и винительный падежи в формах с одинаковыми окончаниями:

  • Солнце закрыли тучи.
  • Солнце выглянуло из-за туч.

Слово солнце в обоих примерах отвечает на вопрос что? Здесь поможет знание синтаксической роли падежей: именительный – это падеж подлежащего, винительный – падеж дополнения, у него функция объекта. В первом примере подлежащее тучи, а солнце – это дополнение. Значит, солнце употреблено в винительном падеже. Во втором примере подлежащее солнце – значит, оно именительного падежа.

В заблуждение могут ввести и предлоги, употребляющиеся с разными падежными формами: на, с, за, в, во, под. Например:

Мама кладёт лук (во что?) в суп (В.п.).
Я не люблю лук (в чём?) в супе (П.п.).

Вопросы помогут и в том случае, если у слов одинаковые и окончания, и предлоги:

«Я не верю (в кого? что?) в счастье (В.п.), но который год ищу…» (Р. Худяков).
«(В чём?) В счастье (П.п.) строгих нет пропорций…» (Би-2).

Изучение падежей вместе с детьми

Изучая падежи с детьми в 3-4 классах, необходимо сделать следующее: объяснить им, для чего нужны падежи, помочь их выучить и научить определять падеж по алгоритму.

Простое объяснение падежей

Если бы не было падежей, мы говорили бы примерно так: Я живу с дедушка в деревня . Вроде бы смысл есть, но связи между словами нет. Изменим падежи существительных: Я живу с дедушкой в деревне . Образно говоря, падежи – это такие грамматические мостики для связи слов в предложении. В русском языке шесть разновидностей таких мостиков, шесть падежей.

Учимся определять падежи

Необходимо выучить название всех падежей. Запомнить это поможет фраза-подсказка. Можно, конечно, предложить всем известное предложение «Иван родил девчонку…», но противоестественность его смысла многих смущает. Поэтому запоминайте другую фразу:

Илья (Именительный)
Рад (Родительный)
Дать (Дательный)
Всем (Винительный)
Товарищам (Творительный)
Пять. (Предложный)

Выучить вопросы поможет игра «Угадай падеж по вопросам» (в парах).

Определяя падеж, действуйте по алгоритму:

  1. Нахожу слово, от которого зависит существительное.
  2. Задаю от него подходящие вопросы (два!)
  3. Ура, я знаю падеж!

В трудных случаях необходимо посмотреть, каким членом предложения является исследуемое слово.

Почему детям сложно определить падеж?

Причин того, что дети допускают ошибки при определении падежа, может быть несколько:

  1. плохо знают падежи и вопросы;
  2. задают вопросы к существительному просто так, не учитывая, что оно связано в предложении с определённым словом;
  3. не могут найти или находят неверно слово, от которого зависит данное существительное;
  4. путают падежи с одинаковыми вопросами (Р. – В., И. – В.);
  5. не учитывают синтаксическую роль существительного.

Первое время ребёнку трудно делать всё это в комплексе. Нужна тренировка.

Последовательность изучения падежей для иностранцев

В каждом языке своя система падежей. В немецком языке, например, четыре падежа, а в финском – целых пятнадцать. Каждый народ легко справляется со своими падежами, но формы иностранного языка непривычны для уха. Поэтому начинать изучение надо с тех падежей, которые необходимы носителю другого языка, чтобы общаться.

Источник

Как запомнить падежи русского языка

Как запомнить падежи русского языка

Русский язык – непростой, но очень красивый язык. А красота русской речи заключается в умении правильно строить предложения, формулировать свои мысли. Это и умелое использование падежей.

Запомнить падежи помогают сказки, стихи, вспомогательные слова, зрительные образы, рисунки, игры, а иногда и понимание происхождения и названия падежа.

6 падежей русского языка

Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей:

  • Именительный
  • Родительный
  • Дательный
  • Винительный
  • Творительный
  • Предложный

Именительный падеж

Это падеж, который просто что-либо или кого-либо называет, именует, поэтому он и зовётся именительным.

Вопросы: Кто? Что?

Запомни!
У именительного падежа НЕ БЫВАЕТ ПРЕДЛОГОВ!

Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова. Назвать прямой падеж «именительным впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало «именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот , который называет по имени, именует.

Есть именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

как запомнить падежи русского языка

Родительный падеж

Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike — означает «полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города) .

Вопросы: (нет) кого? чего?

Предлоги: с, до, у, из, без, до, вокруг, около, для, возле, после

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
с, и до, и у, и из
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Как запомнить падежи

Дательный падеж

Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike — «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, звонок другу).

Вопросы: (дам) кому? чему?

Предлоги: к, по

Я – называюсь Дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «
к» порой дружу.
Но и один гулять хожу.

Как запомнить падежи русского языка

Винительный падеж

Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке. Название падежа дано по слову «вина». Основное значение винительного падежа – называть объект действия, который является причиной, называющей само действие.

Вопросы: (вижу, виню) кого? что?

Предлоги: в, на, под, про

А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

Как запомнить падежи русского языка

Творительный падеж

Название также ввёл Лаврентий Зизаний в конце XVI века. Этот падеж связан с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное название творительного падежа.

Вопросы: (творю) кем? чем?

Предлоги: перед, под, над, с, за

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! –
Чем?
Творите! –
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.

Как запомнить падежи русского языка

Предложный падеж

В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак – обязательное употребление предлога.

Вопросы: (думаю) о ком ? о чём?

Предлоги: о, в, при, на

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и
в чём гулять?

Как запомнить падежи русского языка

Сказка про падежи

Жил был Падеж. Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился — стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫМ. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ. Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его ТВОРИТЕЛЬНЫМ. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ. Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный.

Как ещё можно запомнить падежи русского языка?

Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:

  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь
  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
  • Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку
  • Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали
  • Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать
  • Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить

Как запомнить падежи русского языка

У каждого падежа свои вопросы. А ещё у каждого падежа есть слова-помощники, которые помогают правильно задать вопрос и без ошибки подобрать нужную форму слова.

Именительный — слова отвечают на вопрос — кто? что?
Родительный — нет (кого? чего?)
Дательный — дам (кому? чему?)
Винительный — вижу, виню (кого? что?)
Творительный — горжусь, творю, доволен (кем? чем?)
Предложный — думаю о ком?, о чем?

Для того чтобы легче запомнить слова-помощники, можно использовать забавные жесты:

  • Именительный, есть ( кивните головой ) кто? что?
  • Родительный, нет (помотайте головой вправо-влево) кого? чего?
  • Дательный, подошёл (пройдите несколько «шагов» по столу двумя пальцами, как маленький человечек) (к) кому? чему?
  • Винительный, вижу (изобразите жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль) кого? что?
  • Творительный, доволен (погладьте свой живот, как после сытного обеда) кем? чем?
  • Предложный, думаю (изобразите мыслителя, прикоснувшись указательным пальцем ко лбу) о ком? о чём?

Определить падеж помогают также предлоги. Лучше всего использовать памятку.

Как запомнить падежи русского языка

Для запоминания падежей можно также выучить весёлое стихотворение.

По условию задачи
Есть мышонок, кот и сыр.
И её решеньем будет
Заучить падеж до дыр.

Кто? Конечно кот в засаде.
Что? Прекрасен сыр и свеж.
Применяется, конечно,
Именительный падеж.

Нет кого? Конечно мыши.
Нет чего? И сыр исчез!
Применяется, конечно, здесь
Родительный падеж.

Если б дал кому? Мышонку
Тот кусочек сыра Васька,
Дательный падеж тогда бы
Стал бы дружным и прекрасным!

Если б котик поделился
С кем и чем.
С мышонком сыром,
То творительный падеж
Завершился б вкусным пиром.

И кого теперь винить?
Мышь? Или что?
Кусочек сыра?
Нет! Винительный падеж.

Не закончит дело миром!
А теперь, куда ж деваться,
В падеже предложном котик
Думает о чём? О сыре!
И урчит пустой животик …

Игра

Поиграйте с ребёнком в игру, которая не только поможет запомнить падежи и употреблять слова в нужной форме, но и будет способствовать развитию речи и воображения ребёнка.

Выбираете любое существительное и придумываете сказку, историю, в которой это существительное встречается в разных падежах. Если сложно сразу придумать текст, то можно работать с отдельными предложениями.

Например: слово КОШКА

  • И.п. В нашей квартире живёт кошка.
  • Р.п. Сегодня во дворе я не видел ни одной кошки.
  • Д.п. Папа купил кошке заводную мышку.
  • В.п. Пора кормить нашу кошку.
  • Т.п. Я горжусь нашей кошкой.
  • П.п. Многие мои одноклассники мечтают о кошке.

Подключить определение падежей можно даже к любой игре. Например, играете с ребёнком в шахматы . Находите слова, в которых удобно потренироваться задавать вопросы и определять падеж: сходил Чем? — конём, съел Что? — пешку и т.д.

Существует много интересных способов, помогающих ребёнку запомнить падежи русского языка. Выбирайте любой. Но для того, чтобы правильно определять падеж, ребёнку не только обязательно нужно знать падежные вопросы, основные предлоги и слова-помощники, но нужно ещё побольше практиковаться.

Источник

Похожее:  Отрицания и вопросы с неправильными глаголами в прошедшем неопределенном времени
Adblock
detector