Тест Кеттелла 16 PF в подборе персонала Опыт применения



Опросник Кеттелла: 187 вопросов, которые расставят все точки над «і»

Опросник Кеттела: 187 вопросов, которые расставят все точки над «і»

Опросник Кеттелла – это, по сути, анкета-тест, где человек отвечает на вопросы о самом себе и выполняет несложные задания на сообразительность и общую эрудицию. Подобная компоновка вопросов позволяет выявить наиболее устойчивые личностные характеристики человека, а также мобильность и пластичность его мышления, способность быстро ориентироваться и улавливать закономерности различных процессов и явлений. Тест доказал свою эффективность, выдержал проверку временем и по сей день используется для психодиагностики, хотя формы опросника претерпели изменения с момента первой публикации.

Из истории возникновения опросника Кеттелла

Способ проверки личностных характеристик человека при помощи многофакторного опроса предложил британский и американский психолог Реймонд Бернар Кеттелл в 1949 году. Этому предшествовали годы исследовательской работы, в ходе которой Кеттелл смог привести все основные характеристики человека к некому «общему знаменателю», а именно к 16 факторам, предопределяющим суть личности.

Работая над составлением опросника, Кеттелл взял за основу труды своих коллег Гордона Уилларда Олпорта и Генри Одберта, которые проанализировали актуальные на тот момент словари английского языка и выбрали 18 тысяч слов, так или иначе описывающих личность. Из них 4,5 тысячи слов – это прилагательные, которые относились к постоянным характеристикам человека. Таким образом, они пришли к выводу, что среднестатистический человек описывает себя и других вполне конкретным набором слов.

Реймонд Кеттелл упорядочил выявленный список слов по группам, и вывел сначала 12, а потом еще 4 фактора, к которым сводятся все слова из этого списка. К слову, справиться с анализом такого большого массива данных Кеттеллу помогли наработки профессора Чарльза Эдварда Спирмена, чьей основной специализацией была разработка методов математической статистики.

В ходе применения методики 16-факторный опросник Кеттелла претерпел определенные изменения и дополнения. Так, в 1956-1957 годах вышло дополненное издание, а в 1961-1962 годах тест был дополнен вновь. К 1970 году опросник имел шесть форм, адаптированных под разные образовательные уровни испытуемых. В дальнейшем эти формы также были расширены, и теперь тест имеет варианты, адаптированные, в том числе, под особенности детского восприятия.

Личностный опросник Кеттелла – модификации:

  1. Тест 16 PF, формы А и В – полные версии на 187 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
  1. Тест 16 PF, формы C и D – сокращенные версии на 105 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
  1. Тест 16 PF, формы E и F версии – на 128 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
  1. Тест 13 PF – сокращенная версия на 79 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
  1. Тест 14 PF, форма HSPQ – на 142 вопроса для подростков 12-16 лет.
  1. Тест 12 PF, форма CPQ – на 120 вопросов для детей 8-12 лет.

Обратите внимание, что группировка по 16 факторам в ходе тестирования применяется только для лиц, достигших совершеннолетия. Для детей и подростков группировка характеристик ведется по меньшему количеству факторов, поэтому применяется 12-факторный или 14-факторный опросник Кеттелла. Во всех случаях нужно выбрать один из трех вариантов ответа на поставленный вопрос. Есть вопросы, на которые можно просто ответить «да», «нет» или «не уверен».

Сокращенные версии для взрослых обычно используются, когда время на тестирование ограничено или же проводится групповое тестирование. Сегодня есть возможность пройти любой из тестов Кеттелла онлайн. Верхней возрастной границы тест не имеет, однако на некоторых онлайн-ресурсах, предлагающих пройти опрос, есть технические ограничения, не позволяющие указать возраст старше 70 лет.

Суть метода и группировка факторов по Кеттеллу

Итак, что и как выявляет 16 PF опросник Кеттелла и по какому принципу группирует факторы? За каждый ответ присваивается определенное количество баллов от 0 до 2. Далее набранные баллы по специальным формулам переводятся в так называемые «стены». Получается значение от 1 до 10, каждое из которых, согласно методике Кеттелла, имеет свою интерпретацию и обозначает степень выраженности того или иного качества.

В отличие от большинства тестов большее итоговое значение не означает лучший результат. Здесь, в принципе, нет правильных или неправильных ответов. Любой ответ является не более чем отличительной особенностью испытуемого, поэтому особенность личности не может быть оценена как правильная или неправильная. Вряд ли можно однозначно сказать, что для человека лучше быть серьезным, чем веселым. Или лучше быть жестким реалистом, чем сентиментальным романтиком. Или что консерватизм лучше, нежели стремление к новому и неизведанному. Или наоборот.

Полученное цифровое значение указывает лишь на то, что у человека более выражен тот или иной фактор личности. Для удобства диапазон значений от 1 до 4 обозначается знаком «-», от 7 до 10 – знаком «+». Значения 5 и 6 указывают на то, что человеку примерно в равной степени свойственны исследуемые характеристики.

16 PF опросник Кеттелла – группы факторов:

Фактор Расшифровка
1 A + Открытость – готовность к новым знакомствам, приветливость, внимательность к людям, уживчивость
A — Замкнутость – склонность к уединению, концентрация на своих мыслях, скептицизм
2 В + Гибкое мышление – сообразительность, способность анализировать, обобщать, сопоставлять, быстро усваивать новую информацию
В — Ограниченное мышление – сложности в обучении, умении анализировать, обобщать материалы, сопоставлять
3 С + Эмоциональная стабильность – спокойствие, зрелость, уверенность, готовность к решению проблем
С — Эмоциональная неустойчивость – неуверенность, раздражительность, тревожность, прокрастинация
4 Е + Независимость – пробивные способности, желание лидировать, неуступчивость
Е — Податливость – мягкость, готовность уступать, вероятность попасть в зависимость
5 F + Беспечность – беззаботность, оптимизм, готовность проявлять чувства, веселиться и радоваться
F — Озабоченность – серьезность, сдержанность, рассудительность, склонность к пессимизму
6 G + Сознательность – выдержка, решимость, обязательность, ответственность, следование социальным нормам
G — Беспринципность – небрежность, легкомыслие, непостоянство, нежелание связывать себя обязательствами
7 Н + Смелость – склонность к авантюризму, готовность к новым знакомствам, предприимчивость
Н — Застенчивость – нерешительность, желание избегать ответственности и нежелание рисковать
8 I + Чувственность – сентиментальность, стремление к прекрасному, склонность к боязливости и ипохондрии
I — Твердость – реализм, практичность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность, склонность к цинизму и скептицизму
9 L + Подозрительность – замкнутость, ревность, раздражительность
L — Доверчивость – спокойствие, снисходительность, милосердие, умение ладить с людьми
10 M + Мечтательность – богатое воображение, склонность к теоретическим знаниям, отсутствие хозяйственной жилки
M — Практичность – склонность к практическим действиям, нацеленность на результат, хозяйственность
11 N + Утонченность – эстетическая разборчивость, честолюбие, склонность к светскому образу жизни
N — Простота – открытость, спонтанность, отсутствие излишних притязаний в жизни
12 О + Чувство вины – тревожность, боязливость, сильное чувство долга, склонность к депрессии
О — Самоуверенность – бесстрашие, нечувствительность к мнению окружающих, в том числе о себе, склонность к упрямству
13 Q1 + Радикализм – готовность сомневаться в общепринятых нормах, скептицизм, стремление к экспериментам
Q1 — Консерватизм – стремление «оставить все как есть», сомнение во всем новом и незнакомом
14 Q2 + Самостоятельность – независимость взглядов и мнений, самостоятельность в решениях и действиях
Q2 — Зависимость от группы – конформизм, оглядка на чужое мнение, стремление «не выделяться»
15 Q3 + Самоконтроль – дисциплина, точное следование социальным требованиям, забота о репутации
Q3 — Индифферентность – отсутствие самодисциплины, спонтанность в поведении, следование своим страстям
16 Q4 + Внутренняя напряженность – нетерпеливость и раздражительность
Q4 — Внутренняя расслабленность – флегматичность, легкая лень, склонность к релаксу, часто отсутствие мотивации что-либо делать
Похожее:  Контрольные вопросы к теме Тепловое излучение

Кроме того, 16-факторный опросник Кеттелла дает возможность оценить адекватность человека и выяснить, какая у него самооценка: адекватная, заниженная или завышенная. Разумеется, большинство людей стремятся давать социально ожидаемые ответы, поэтому каждый фактор перепроверяется группой вопросов, завуалированных под вполне невинные жизненные ситуации.

Например, ответ на первый же вопрос относительно того, понял ли испытуемый инструкцию к опроснику, которую прочитал только что, можно отнести как к характеристике интеллекта, так и к показателю тревожности, когда человек постоянно сомневается, все ли он правильно сделал, понял и т.д. Для уточнения показателей в тесте будут даны другие вопросы и ситуации, чтобы уточнить и уровень интеллекта, и уровень тревожности.

А, к примеру, ответ на вопрос о предпочитаемом месте жительства – в большом городе или глухом лесу – может свидетельствовать как о степени замкнутости, так и об уровне самостоятельности. Эти факторы также перепроверяются другими вопросами. Чтобы лучше понять, где вопросы «пересекаются», нужно знать, что каждый исследуемый фактор условно входит в блок тех или иных характеристик личности.

Блоки характеристик личности в опроснике Кеттелла:

  • Коммуникативные характеристики (факторы А, Н, Е, L, N, Q2).
  • Интеллектуальные характеристики (факторы В, М, N, Q1).
  • Эмоциональные характеристики (факторы С, F, H, I, O, Q4).
  • Регуляторные характеристики (G, Q3).

Также тест дает возможность оценить человека по дополнительным факторам: F1 (тревожность), F2 (экстраверт или интроверт), F3 (чувствительность к различным раздражителям), F4 (конформность). Что дает такая модель личности Кеттелла? Где можно применять личностный опросник Кеттелла? Сфера применения, на самом деле, достаточно широка.

Сфера применения опросника Кеттелла

Как уже говорилось ранее, тест Кеттелла применяется в целях психодиагностики. Этот опросник полезен для оценки личностного потенциала, лидерских качеств, стрессоустойчивости, творческих способностей, умения коммуницировать, готовности рисковать.

Таким образом, тест Кеттелла можно использовать для профессиональной ориентации детей и школьников, первичного профотбора поступающих в учебные заведения, требующие особых личных качеств (летные и военные училища), а также на работу в силовые структуры.

Еще тест Кеттелла можно использовать при найме сотрудников на работу, требующую усидчивости и выполнения однообразных монотонных операций. Тут даже не важно, что ответит кандидат на конкретные вопросы. Гораздо важнее его готовность отвечать на 187 вопросов, а не просто сразу перейти к рассмотрению следующей вакансии, где работодатель не увлекается тестированием.

Есть и обратная сторона медали: такой длинный тест может отпугнуть подходящего кандидата, склонного к активной практической деятельности и принятию быстрых решений. Поэтому данную анкету лучше не использовать при отборе менеджеров по продажам и представителей любых других профессий, требующих активности, мобильности, креативности и творчества.

Также 16-факторный опросник Кеттелла не рекомендован для выявления патологий в психиатрической практике. Подборка вопросов не ориентирована на поиск психических отклонений и, как говорилось выше, тут нет деления ответов на правильные и неправильные. Разумеется, ярко выраженные патологии опросник выявит, однако и в этом случае он не будет самодостаточным инструментом психодиагностики.

Собственно, любую психологическую диагностику лучше проводить с применением нескольких инструментов, релевантных поставленной задаче. И обязательно обращать внимание на дату составления теста. Мы помним, что в последний раз тест дорабатывался в 20 веке, а сейчас уже позади два десятилетия 21-го столетия, прошедших в условиях все ускоряющегося темпа жизни.

Вполне возможно, что у самого Реймонда Бернара Кеттелла, будь он жив сегодня, возникло бы желание доработать тест и поставить новые вопросы, соответствующие сегодняшнему темпу жизни и миру цифровых технологий. Но, так или иначе, личностный опросник Кеттелла по-прежнему актуален, что подтверждается стабильным интересом к нему психологов всех мастей, HR-менеджеров, родителей и людей, ищущих себя. Мы желаем, чтобы вы обязательно нашли себя, а все стороны вашей личности были в гармонии!

Источник

16-Факторный личностный опросник (16-pf), форма «с» (№ 105) р. Кеттелла

Опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые ис­пытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В спе­циальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбран­ные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 лич­ностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анали­зируются и интерпретируются.

Инструкция по проведению тестирования

В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b , с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взгля­дам, Вашему представлению о себе.

Похожее:  Общее собеседование какие вопросы задают

Выбор Вашего ответа (a , b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответству­ющую альтернативу, например «a», в кружок. Форма бланка при­ведена в конце тест-опросника.

Средний темп проработки теста — 6 — 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

Тест-опросник 16 PF

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была рань­ше:

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зи­мой жарко, я должен был бы назвать преступника:

4. Когда я ложусь спать, я:

засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других авто­мобилей, я предпочел бы:

пропустить вперед большинство машин

обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:

9. Я бы скорее занимался:

фехтованием и танцами

борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не по­хоже на то, что они потом рассказывают об этом:

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в вы­полнении какой-нибудь работы, чем придерживаться ис­пытанных приемов:

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбуждаемый, чем большинство людей:

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро прини­мать решения:

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чув­ство раздражения по отношению к моим родителям:

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

моим хорошим друзьям

в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу проти­воположности слова «неточный», — это:

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

22. Меня больше раздражают люди, которые:

своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

не все надо делать одинаково тщательно

любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

26. Мои друзья чаще:

советуются со мной

делают то и другое поровну

дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпо­читаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический ха­рактер

который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди выска­зывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

играть в шахматы

играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

36. На предприятии мне было бы интереснее:

работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с другими словами: а) кошка

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

не беспокоит совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требо­вать соблюдения законов морали:

42. Мне говорили, что ребенком я был:

спокойным и любил оставаться один

живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, пото­му что они кажутся мне неосуществимыми:

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

48. В музыке я наслаждаюсь:

маршами в исполнении военных оркестров

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

в деревне с одним или двумя друзьями

возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

никогда не лишни

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

53. Я предпочел бы скорее работать:

в учреждении, где мне пришлось *бы руководить людь­ми и все время быть среди них

Источник

Тест Кеттелла 16 PF в подборе персонала. Опыт применения.

Применение таких психодиагностических методик как MMPI, тест Кеттелла 16 PF, чернильные пятна Роршаха было мегапопулярно лет 15 назад. Некоторые организации создавали целые отделы по оценке персонала под данные инструменты.

Сейчас интерес к ним заметно снизился и вот почему:

1. Длительность проведения. От 40 минут до нескольких часов.

2. Инструменты психодиагностики могут использовать только специалисты с образованием психолога.

3. Валидные методики стоят денег).

4. Расшифровка результатов теста требует немалого опыта от психолога.

5. Не всегда, например, выявленная "шизотимия" в тесте помогает определить успешность человека в профессиональной деятельности.

Похожее:  Очень интересные вопросы для человека

6. На смену психодиагностике, пришли вербальные, числовые тесты. Оценка по компетенциям ( star, parla), которые легче в применении и более информативны в плане оценки "профессионального поведения".

В общем, пару лет назад довелось мне столкнуться с таким запросом от директора: " все кандидаты, которые будут проходить собеседование, должны "сдавать" тест Кеттелла: от продавцов до руководителей.

Как человек с дипломом психолога, я выпала, мягко говоря, в осадок от такого заявления. Я вообще противница таких методов в оценке. Мои доводы "против" были безаппеляционно отвергнуты.

Итак, тест Кеттелла оценивает 16 черт/факторов личности. Имеется несколько форм опросника, состоящих из 187 вопросов. 187. ( хорошо директор не запросил MMPI. Там вообще более 500 вопросов. ) среднее время прохождения 30-40 минут.

Собеседование. Специалист среднего звена. Поговорили с кандидатом. Провела оценку по компетенциям. Все отлично. Опыт соответствует. Рекомендован на должность. Но: "Это еще не все!" — сообщаю я кандидату с улыбкой до ушей. "У нас еще ОПРОСНИК для вас. Надо пройти. Это займет совсем немного времени — примерно 30 минут". Соискатель нервно смотрит на часы, вежливо соглашается. Проходит. Результаты не показываю. Встает, прощается. Больше я его не видела. От работы отказался. И такая ситуация через раз. Замечу, что фирма маленькая, но требования в подборе как в космос)))

Со временем я привыкла к такой "работе". Предоставляла заключения тестирования директору на тех кандидатов, с которыми он проводил финальные собеседования. Естественно, только с письменного согласия самих соискателей ( так как это персональные данные).

Однако, мои внутренние протесты не утихали и я не понимала как можно отказать кандидату, всего лишь потому, что у него низкая нормативность (шкала G) или расслабленность ( шкала Q4), но есть соответсвующий опыт и желание работать в нашей компании.

Дальше было интересней: наблюдая за сотрудниками, которые были приняты в компанию, я отмечала, что, если по каким-то из шкал человек набирал крайние значения: либо очень низкие, либо максимальные, то эти "акцентуации" влияли на профессиональное поведение. Расслабленность по шкале Q4 "мешала" сотруднику добиваться цели, самостоятельно добиваться результата — приходилось контролировать и бодрить.

Нонконформизм проявлялся в противопоставлении себя коллективу, в нежелании работать по установленным правилам и т.д.

Опрос 16 PF оказался полезным для подбора. Его результаты подтверждались поведением сотрудников. А если ты знаешь особенности личности своего подчиненного, еще до его прихода в компанию, тебе легче найти к нему подход.

Вывод к которому я пришла мне особо не понравился. Он означал, что я не права в своем недоверии к психодиагностике в проф.деятельности))) Но, я так и не смогла полюбить данный подход. Оцениваю по компетенциям и считаю, что опытный и мудрый руководитель и без личностных опросников сможет эффективно работать со своими сотрудниками.

Источник

Тест Кеттелла онлайн

test-kettella-16-pf.jpg

Тест Кеттелла онлайн — идеальная возможность познать себя как личность, свой внутренний мир. Это стандартный опросник, определяющий проблемы личности, даёт понимание, насколько вы развиты, определяет склонности, особенности характера, помогает узнать себя лучше, даёт возможность разобраться в себе, проливает свет на происходящее. Создан тест англо-американским учёным в сфере изучения личности Кеттеллом Реймондом Бернардом. В основе теста лежит “теория личностных черт”. Если верить теории, человек — это личность, состоит из взаимосвязанных стабильных элементов (свойств, черт характера), которые определяют внутреннюю сущность индивидуума.

Для чего используется тест Кеттелла онлайн?

Тест Кеттелла онлайн — один из самых известных тестов психологии в мире. Вопросы этого теста отражают жизненные ситуации, это нужно для того чтобы понять, как вы ведёте себя в реальной жизни. Иногда опросник Кеттелла используется в силовых, государственных структурах для проверки психологических, интеллектуальных и личностных качеств. Также с помощью теста проводят педагогическое, психологическое и брачно-семейное консультирование.

Тест Кеттела онлайн включает в себя все виды испытаний: и отношение к какому-либо явлению, и решение текста, и оценку. В своём тесте Реймонд Кеттелл охватывает наиболее существенные психические проявления, такие как: темперамент, индивидуальность, характер и т.д.

Тест Кеттелла включает в себя три формы: А – форма, включающая в себя 187 вопросов, альтернативная – В-форма, С-форма — состоящая из 105 вопросов. Пройдя этот тест, вы узнаете много нового о себе, погрузитесь в процесс познания своей личности.

Источник

Прохождение теста Кеттелла онлайн 105 вопросов

16 факторный тест Кеттелла существует в нескольких формах. Форма А чаще используется при индивидуальной работе, форма С — при групповой работе, часто предполагающей временные ограничения. В не зависимости от формы тест диагностирует 16 личностных черт.

Тест Кеттелла 105 вопросов часто используется рекрутинговыми агентствами и отделами по управлению персоналом при отборе соискателей, поскольку дает подробное описание личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности.

Пройти тест Кеттелла интересно и для самоанализа коммуникативных особенностей, интеллектуальных свойств, эмоциональной сферы и волевых качеств.

Интерпретация факторов

Дружелюбность, коммуникабельность, высокая социальная активность.

Ориентированность на себя, а не на отношения с окружающими, не инициативность в общении.

Оптимистичность, легкое отношение ко всему, беспечность.

Сдержанность, рассудительность, глубокомысленность, вдумчивость.

Чувствительность, сентиментальность, желание получать поддержку, сочувствие.

Самостоятельность, ответственность, настойчивость.

Независимость, наличие собственного мнения и умение отстаивать его.

Зависимость от мнения окружающих.

Высокие интеллектуальные способности, широта мышление, хорошие аналитические способности.

Развитое воображение, мечтательность, увлеченность высокими материями.

Практичность, серьезность, озабоченность практическими вещами.

Дипломатичность, гибкость в отношениях.

Склонность к нововведениям, желание постоянных улучшений.

Консервативность, не желание что-либо менять.

Способность противостоять стрессам, преодолевать негативные чувства и возвращаться в эмоционально спокойное состояние.

Высокая эмоциональность, чувствительность, впечатлительность. Не способность «брать себя в руки» в стрессовых ситуациях.

Недоверчивость, независимость, ориентация на собственное мнение.

Открытость, доверчивость, умение ладить с людьми.

Тревожность, подверженность настроению.

Уверенность в себе, спокойное отношение к чужому мнению.

Избыток целей и желаний, нетерпеливость, возбужденность.

Удовлетворенность нынешним состоянием дел и отсутствие желания сделать лучше, расслабленность, незаинтересованность.

Источник

Рубрики Вопрос

Тест Кеттелла 16 PF в подборе персонала Опыт применения



Методика многофакторного исследования личности Кэттелла

Многофакторный личностный опросник 16PF (Sixteen Personaflity Factor Questionnaire, 16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р. Б. Кэттелла и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кэттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Впервые опросник Кэттелла (форма A, B) был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). В 1956-57 г. вышло второе издание, дополненное новыми разработками (форма C, D). В 1961-62 г. (форма E, F) – третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к опроснику. В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению, Кэттелла, «можно работать в полной мере». Адаптированный русскоязычный вариант опросника разработан В. И. Похилько, А. С. Соловейчиком, А. Г. Шмелевым.

Существует 6 основных форм опросника: A и B (187 вопросов), C и D (105 вопросов), E и F (128 вопросов). Также были разработаны 14-факторный подростковый, 12-факторный детский и 13-факторный сокращённый взрослый варианты личностного опросника. Для их интерпретации используются специальные, упрощённые и сокращённые алгоритмы подсчёта. В России чаще всего используют формы А и С.

Методика Кэттелла широко используется в психодиагностической практике как за рубежом, так и у нас в стране. Его опросник универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека. Необходимо отметить, что опросник диагностирует черты личности, но не мотивационно-потребностную сферу (мотивы, потребности, интересы и ценности), требующую применения других методик. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии, при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кэттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Теоретические основы

Для накопления первоначальной информации о личности и методах её измерения Кеттелл использовад три основных источника информации:

  1. L-данные («Lift record data»), полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Чаще всего их получают путем формализации оценок экспертов, наблюдающих поведение испытуемых в определенных ситуациях и в течение некоторого периода времени. L-данные хороши для установления тех признаков поведения, которые нуждаются в измерении. Однако, данный источник информации о личности имеет ряд недостатков. Во-первых, восприятие человека всегда несколько искажено, в связи с особенностями личности самого эксперта. Во-вторых, на оценку влияют отношения между испытуемым и экспертом (хорошие или плохие, отношения типа руководитель – подчиненный). В-третьих, требуется специально обучать экспертов и выделять им какое-то время для наблюдения за испытуемыми.
  2. Q-данные («Questionnaire data»), полученные с помощью опросников и других методов самооценок. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации Q-данные занимают центральное место в личностных исследованиях. Q-данные также в довольно сильной степени подвержены искажению. Причины искажения носят познавательный и мотивационный характер и зависят от уровня самооценки испытуемого.
  3. T-данные («Objective test data»). Это данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией. Их получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или оценкам экспертов.

Р. Кэттелл первоначально исходил из L-данных, полученных Г. Олпортом и Х. Одбертом в 1936 г. Эти авторы на основе тщательного анализа английской лексики выделили 17953 определений, с помощью которых можно описать особенности поведения человека. Из них были отобраны 4,5 тысячи слов, ясно обозначающих черты личности, а также важные и устойчивые характеристики поведения. В 1946 году Р. Кэттелл предпринял попытку уменьшить это число до рациональной величины, используя статистические методы факторного анализа. Р. Кэттелл проанализировал 4500 терминов личности и разделил их на синонимичные группы. Из каждой такой группы он отобрал по одному термину, выражающему, по его мнению, основное смысловое содержание соответствующей синонимической группы. Таким образом, он сократил список личностных признаков до 171. Для дальнейшего сокращения Р. Кэттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали степень своего знакомства с каждой из 171 характеристики личности. Для выяснения группового мнения судей Р. Кэттелл провел взаимную корреляцию оценок и выделил 36 корреляционных плеяд, внутри которых находились высоко-коррелирующие характеристики, которые, по-видимому, выражали одни и те же суждения. Как и ожидалось, все плеяды содержали пары членов, имеющие высокие, отрицательные корреляции, например, «разговорчивый – молчаливый», «доверчивый – подозрительный», «веселый – печальный» и т.д. Таким образом, Р. Кэттелл получил набор из 36 биполярных названий, который он затем расрасширил до 46 пар путем включения специальных терминов, взятых из работ других исследователей.

Затем для каждой биполярной пары характеристик были составлены рабочие определения. Это было необходимо для обучения экспертов и формирования у них единства мнений. Затем в целом ряде исследований с использованием биполярных прилагательных было установлено, что пространство L-данных может быть сокращено до 12–15 факторов. Полученные с помощью L-данных факторы подтвердили существование таких психологических концепций, как экстра-интроверсия, самоконтроль и др. Эти результаты имеют большое значение для теории личности, но малопригодны для практического использования, т.к. организовать массовые измерения с помощью одних и тех же экспертов не представляется возможным. Поэтому был осуществлен переход от исследований «L»-данных к исследованиям «Q»-данных. В результате факторы, выделенные на основании L-данных, были названы буквами латинского алфавита, начиная с A, а факторы, выделенные на основании Q-данных, буквой Q с числовыми индексами — арабскими и римскими.

Процедура проведения

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Инструкция

Перед вами вопросы, которые помогут выяснить особенности вашего характера, вашей личности. Не существует «верных» и «неверных» ответов, так как каждый прав по отношению к своим собственным взглядам. Старайтесь отвечать искренне и точно. В начале Вы должны ответить на четыре вопроса, которые даны в качестве образца и посмотреть не нуждаетесь ли Вы в дополнительных разъяснениях. Вы должны зачеркнуть соответствующие Вашему ответу квадратик на специальном бланке для ответа. Существует три возможных ответа на каждый вопрос.

1. Я люблю смотреть командные игры: а) да в) иногда с) нет

2. Я предпочитаю людей: а) сдержанных в) затрудняюсь ответить с) быстро устанавливающих дружеские контакты.

3. Деньги не могут принести счастья: а) да в) не знаю с) нет

4. Женщина находится в таком же отношении к ребенку, как кошка к: а) котенку в) собаке с) мальчику.

На последний вопрос есть правильный ответ: котенок. Но таких вопросов очень мало. Если Вам что-нибудь неясно, обратитесь к экспериментатору за разъяснениями. Не начинайте без сигнала экспериментатора.

Отвечая помните следующих четыре правила:

  1. У Вас времени на обдумывание нет. Давайте первый, естественный ответ, который Вам придет в голову. Конечно, вопросы сформулированы слишком кратко и неподробно, чтобы Вы могли выбрать то, что бы хотелось. Например, первый вопрос в примерах спрашивает Вас о «командных играх». Вы, возможно, больше любите футбол, чем баскетбол. Но Вас спрашивают о «средней игре», о той ситуации, которая в среднем соответствует этому случаю. Дайте самый точный ответ, который Вы можете. Вы должны закончить отвечать не позднее, чем за полчаса.
  2. Старайтесь не увлекаться средними, неопределенными ответами, за исключением тех случаев, когда. Вы действительно не можете выбрать крайний случай. Возможно, это будет в одном из четырех – пяти вопросов.
  3. Не пропускайте вопросов. Отвечайте хоть как-нибудь на все вопросы подряд. Некоторые вопросы могут не очень подходить к Вам, но дайте все же лучшее, что Вы можете предложить в данном случае. Некоторые вопросы могут показаться слишком личные, но помните, что результаты не разглашаются и не – могут быть получены без специального «ключа». Ответы на каждый отдельный вопрос не просматриваются.
  4. Отвечайте так честно, как возможно, то что верно для Вас. Но пишите того, что как Вы думаете, правильнее было бы сказать, чтобы произвести впечатление на экспериментатора.
Похожее:  Очень интересные вопросы для человека

Обработка результатов

Обработка полученных данных производится с помощью ключа.

Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивается в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «b» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл.

Ключ к методике Кэттелла (формы A и B)

Ключ к методике Кэттелла (форма C)

Ключ к методике Кэттелла (форма 13PF)

Полученное значение каждого фактора переводится в стены (стандартные единицы) с помощью приведенных таблиц.

Таблицы перевода сырых баллов в стены (формы А и B)

Таблица перевода сырых баллов в стены (форма С)

Таблица интерпретации сырых баллов (форма 13PF)

Стены распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов. Соответственно, первой половине шкалы (от 1 до 5,5) присваивается знак «—», второй половине (от 5,5 до 10) знак «+». Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится так называемый «профиль личности».

Кроме первоначальных 16 факторов, можно выделить четыре фактора второго порядка.

Формулы расчета четырех вторичных факторов:

Вторичные факторы вычисляются только по стенам.

1. Тревожность (F1).

2. Интроверсия — экстраверсия (F2).

3. Чувствительность (F3).

4. Конформность (F4).

Пример построения «профиля личности»

16-PF - пример профиля.png

Интерпретация результатов

Описание первичных факторов

Описание вторичных факторов

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Интерпретация сочетаний первичных факторов

При интерпретации полученных результатов целесообразно использовать не только выраженность отдельных факторов, но и их сочетаний, образующих симптомокомплексы коммуникативных, интеллектуальны, эмоциональных и регуляторных личностных свойств. При этом следует учитывать не только полюсные значения факторов, но и средние, которые довольно часто встречаются в практике работы психолога.

Источник

Тест Кеттелла 16 PF в подборе персонала. Опыт применения.

Применение таких психодиагностических методик как MMPI, тест Кеттелла 16 PF, чернильные пятна Роршаха было мегапопулярно лет 15 назад. Некоторые организации создавали целые отделы по оценке персонала под данные инструменты.

Сейчас интерес к ним заметно снизился и вот почему:

1. Длительность проведения. От 40 минут до нескольких часов.

2. Инструменты психодиагностики могут использовать только специалисты с образованием психолога.

3. Валидные методики стоят денег).

4. Расшифровка результатов теста требует немалого опыта от психолога.

5. Не всегда, например, выявленная "шизотимия" в тесте помогает определить успешность человека в профессиональной деятельности.

6. На смену психодиагностике, пришли вербальные, числовые тесты. Оценка по компетенциям ( star, parla), которые легче в применении и более информативны в плане оценки "профессионального поведения".

В общем, пару лет назад довелось мне столкнуться с таким запросом от директора: " все кандидаты, которые будут проходить собеседование, должны "сдавать" тест Кеттелла: от продавцов до руководителей.

Как человек с дипломом психолога, я выпала, мягко говоря, в осадок от такого заявления. Я вообще противница таких методов в оценке. Мои доводы "против" были безаппеляционно отвергнуты.

Итак, тест Кеттелла оценивает 16 черт/факторов личности. Имеется несколько форм опросника, состоящих из 187 вопросов. 187. ( хорошо директор не запросил MMPI. Там вообще более 500 вопросов. ) среднее время прохождения 30-40 минут.

Собеседование. Специалист среднего звена. Поговорили с кандидатом. Провела оценку по компетенциям. Все отлично. Опыт соответствует. Рекомендован на должность. Но: "Это еще не все!" — сообщаю я кандидату с улыбкой до ушей. "У нас еще ОПРОСНИК для вас. Надо пройти. Это займет совсем немного времени — примерно 30 минут". Соискатель нервно смотрит на часы, вежливо соглашается. Проходит. Результаты не показываю. Встает, прощается. Больше я его не видела. От работы отказался. И такая ситуация через раз. Замечу, что фирма маленькая, но требования в подборе как в космос)))

Со временем я привыкла к такой "работе". Предоставляла заключения тестирования директору на тех кандидатов, с которыми он проводил финальные собеседования. Естественно, только с письменного согласия самих соискателей ( так как это персональные данные).

Однако, мои внутренние протесты не утихали и я не понимала как можно отказать кандидату, всего лишь потому, что у него низкая нормативность (шкала G) или расслабленность ( шкала Q4), но есть соответсвующий опыт и желание работать в нашей компании.

Дальше было интересней: наблюдая за сотрудниками, которые были приняты в компанию, я отмечала, что, если по каким-то из шкал человек набирал крайние значения: либо очень низкие, либо максимальные, то эти "акцентуации" влияли на профессиональное поведение. Расслабленность по шкале Q4 "мешала" сотруднику добиваться цели, самостоятельно добиваться результата — приходилось контролировать и бодрить.

Нонконформизм проявлялся в противопоставлении себя коллективу, в нежелании работать по установленным правилам и т.д.

Опрос 16 PF оказался полезным для подбора. Его результаты подтверждались поведением сотрудников. А если ты знаешь особенности личности своего подчиненного, еще до его прихода в компанию, тебе легче найти к нему подход.

Вывод к которому я пришла мне особо не понравился. Он означал, что я не права в своем недоверии к психодиагностике в проф.деятельности))) Но, я так и не смогла полюбить данный подход. Оцениваю по компетенциям и считаю, что опытный и мудрый руководитель и без личностных опросников сможет эффективно работать со своими сотрудниками.

Источник

Кеттел 16 факторный опросник результаты

Применение таких психодиагностических методик как MMPI, тест Кеттелла 16 PF, чернильные пятна Роршаха было мегапопулярно лет 15 назад. Некоторые организации создавали целые отделы по оценке персонала под данные инструменты.

Сейчас интерес к ним заметно снизился и вот почему:

1. Длительность проведения. От 40 минут до нескольких часов.

2. Инструменты психодиагностики могут использовать только специалисты с образованием психолога.

3. Валидные методики стоят денег).

4. Расшифровка результатов теста требует немалого опыта от психолога.

5. Не всегда, например, выявленная "шизотимия" в тесте помогает определить успешность человека в профессиональной деятельности.

6. На смену психодиагностике, пришли вербальные, числовые тесты. Оценка по компетенциям ( star, parla), которые легче в применении и более информативны в плане оценки "профессионального поведения".

В общем, пару лет назад довелось мне столкнуться с таким запросом от директора: " все кандидаты, которые будут проходить собеседование, должны "сдавать" тест Кеттелла: от продавцов до руководителей.

Как человек с дипломом психолога, я выпала, мягко говоря, в осадок от такого заявления. Я вообще противница таких методов в оценке. Мои доводы "против" были безаппеляционно отвергнуты.

Итак, тест Кеттелла оценивает 16 черт/факторов личности. Имеется несколько форм опросника, состоящих из 187 вопросов. 187. ( хорошо директор не запросил MMPI. Там вообще более 500 вопросов. ) среднее время прохождения 30-40 минут.

Похожее:  Кратко о том как узнать довольны ли клиенты бизнесом

Собеседование. Специалист среднего звена. Поговорили с кандидатом. Провела оценку по компетенциям. Все отлично. Опыт соответствует. Рекомендован на должность. Но: "Это еще не все!" — сообщаю я кандидату с улыбкой до ушей. "У нас еще ОПРОСНИК для вас. Надо пройти. Это займет совсем немного времени — примерно 30 минут". Соискатель нервно смотрит на часы, вежливо соглашается. Проходит. Результаты не показываю. Встает, прощается. Больше я его не видела. От работы отказался. И такая ситуация через раз. Замечу, что фирма маленькая, но требования в подборе как в космос)))

Со временем я привыкла к такой "работе". Предоставляла заключения тестирования директору на тех кандидатов, с которыми он проводил финальные собеседования. Естественно, только с письменного согласия самих соискателей ( так как это персональные данные).

Однако, мои внутренние протесты не утихали и я не понимала как можно отказать кандидату, всего лишь потому, что у него низкая нормативность (шкала G) или расслабленность ( шкала Q4), но есть соответсвующий опыт и желание работать в нашей компании.

Дальше было интересней: наблюдая за сотрудниками, которые были приняты в компанию, я отмечала, что, если по каким-то из шкал человек набирал крайние значения: либо очень низкие, либо максимальные, то эти "акцентуации" влияли на профессиональное поведение. Расслабленность по шкале Q4 "мешала" сотруднику добиваться цели, самостоятельно добиваться результата — приходилось контролировать и бодрить.

Нонконформизм проявлялся в противопоставлении себя коллективу, в нежелании работать по установленным правилам и т.д.

Опрос 16 PF оказался полезным для подбора. Его результаты подтверждались поведением сотрудников. А если ты знаешь особенности личности своего подчиненного, еще до его прихода в компанию, тебе легче найти к нему подход.

Вывод к которому я пришла мне особо не понравился. Он означал, что я не права в своем недоверии к психодиагностике в проф.деятельности))) Но, я так и не смогла полюбить данный подход. Оцениваю по компетенциям и считаю, что опытный и мудрый руководитель и без личностных опросников сможет эффективно работать со своими сотрудниками.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Тест Кеттела

Тест Кеттела
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика

Диагностика личностных особенностей с помощью факторного опросника Р. Кеттелла 16PF
Вводные замечания
Использование опросника 16PF (16 Personality Factors) позволяет выявить особенности поведения и личности человека, которые проявляются и определяют стиль его деятельности и взаимоотношений в группе, в социуме.
Опросник 16PF был построен на основе факторно-аналитического принципа исходя из данных об особенностях личности, полученных путём регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Исследовательская стратегия, используемая при разработке опросника, схематически представлена в табл. 12.2.1.

Р. Кеттеллом созданы различные модификации факторных моделей с различным числом факторов, из которых наиболее известной является 16-факторная (L-факторы – эмпирические, Q-факторы – из опросников). На основе этих факторов был создан опросник (существуют различные формы этого опросника с числом вопросов от 105 в формах С и D до 187 в формах А и В). Названия факторов даются в биполярной форме, что облегчает интерпретацию результатов (табл. 12.2.2). По полученным результатам строится профиль личности, что даёт возможность выявить ведущие факторы и оценить их сочетание.

Таблица 12.2.1. Исследовательская стратегия разработки опросника 16 PF (по Л.Ф. Бурлачуку)

18000 терминов, описывающих личность

Грамматический и семантический анализ (Олпорт и Олдберг, 1936 г.)

4500 наименований черт

171 группа синонимов

Семантический анализ (Кеттелл, 1946 г.)

46 биполярных названий личностных черт

Статистический анализ, метод корреляционных плеяд (Кеттелл, 1946, 1957 гг.)

16 (12-20) факторов первого порядка

9 факторов второго порядка

5 факторов третьего порядка, т.н. «большая пятёрка»

В дополнение к первичным личностным факторам опросника обычно подсчитываются два показателя, отражающие отношение к тестированию (шкалы валидности): 1) стремление выглядеть в благоприятном свете – шкала MD; 2) стремление выглядеть хуже, чем на самом деле – шкала FB [77].
Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая (>9 сырых баллов), возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:

  1. испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу);
  2. испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как они выглядят в глазах окружающих;
  3. высокая оценка по шкале MD не связана с искажением результатов (например, это характерно для людей, поступающих на религиозную службу).

Если искажение действительно имеет место, то в личностном профиле будет присутствовать тенденция, при которой все первичные факторы, связанные с экстраверсией, будут повышены, а все первичные факторы, связанные с тревожностью, понижены.
Шкала FB была разработана для выявления испытуемых, чрезмерно опечаленных и озабоченных своими неудачами, реальными или воображаемыми. Две наиболее общие ситуации, при которых оценка по шкале FB высокая (>5 сырых баллов), следующие:

  1. испытуемый стремится подчеркнуть свою психологическую дезадаптированность в целях получения психологической помощи.
  2. подчеркивание своих неудач и неадекватности может быть вызвано реальной депрессией или другими нарушениями.

Таблица 12.2.2. Названия факторов в модели Р. Кеттелла
Фактор Высокие оценки Низкие оценки

эмоциональная яркость, естественность и непринуждённость поведения, готовность к сотрудничеству, общительность

эмоциональная холодность, скрытость, сдержанность, обособленность.

В
высокий интеллект–низкий интеллект

хороший уровень интеллектуального развития, аналитический ум

плохие способности к обучению, интеллектуальная лень, низкий уровень информированности

С
эмоциональная устойчивость – неустойчивость

эмоциональная зрелость, уверенность в себе

неумение контролировать свои эмоции

Е
доминантность– конформность

властность, независимость, стремление к лидерству

покорность, зависимость, неуверенность в своих силах

F
беспечность– озабоченность

лёгкое восприятие жизни, активность, бодрость

озабоченность, осторожность, медлительность

G
добросовестность– небрежность

дисциплинированность, добросовестность, порядочность, любовь к порядку

непостоянство, эгоизм, неисполнительность, способность ко лжи

Н
смелость– робость

смелость, решительность, тяга к риску, лёгкость общения

робость, нерешительность, застенчивость

Фактор Высокие оценки Низкие оценки

I
чувствительность– жёсткость

мягкость, утончённость, художественное восприятие мира

практичность, реалистичность, суровость

L
подозрительность– доверчивость

недоверчивость, раздражительность, завистливость

доверчивость, терпимость, уживчивость, покладистость

М
мечтательность– практичность

образное мышление, богатое воображение, непрактичность, безразличность к проблемам

практичность, реалистичность, трезвый подход к жизни

N
проницательность– наивность

дипломатичность, проницательность, умение вести себя расчётливо и тонко

прямолинейность, непосредственность, наивность

О
тревожность– жизнерадостность

беспокойство, озабоченность, подавленность, склонность к самоупрёкам, отсутствие веры в свои силы

жизнерадостность, весёлость, бесстрашие, уверенность в своих успехах

Q1
радикализм– консерватизм

разнообразные интеллектуальные интересы, склонность к эксперименту, критическое отношение к авторитетам

консервативность, склонность к проверенным методам и решениям

Q2
самостоятельность–
зависимость от группы

независимость, самостоятельность, наличие собственной жизненной позиции

несамостоятельность, зависимость, конформность

Q3
высокий самоконтроль поведения – импульсивность

умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение, планомерность и упорядоченность дейтствий

слабая воля, плохой самоконтроль, неумение организовать свою деятельность

Q4
напряжённость фрустрирован-ность – расслабленность

напряжённость, возбуждение, беспокойство, особенно при возникновении трудностей и препятствий

невозмутимость, недовольство любым положением дел, отсутствие стремления к переменам

Детские модификации теста Кеттелла – СРQ, HSPQ
Р. Кеттеллом были разработаны модификации личностных опросников для детей от 8 до 11 лет (CPQ – Children’s Personality Questionnaire) и для подростков от 12 до 16 лет (HSPQ – High School Personality Questionnaire). Количество факторов в этих опросниках соответственно равно 12 и 16. Часть факторов «взрослого» опросника в детских модификациях отсутствует, но в этих версиях опросника имеются личностные факторы, специфические для раннего подросткового и подросткового возрастов (табл. 12.2.3).
Таблица 12.2.3. «Детские» факторы в опросниках СР Q , HSPQ
Фактор Высокие оценки Низкие оценки

Нетерпеливый. Демонстративный. Активный. Высокое самомнение. Бесцеремонный. Повышенная импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы

Спокойный. Самокритичный. Постоянный. Тактичный. Эмоциональная уравновешенность и сдержанность

J
Осторожный индивидуализм– конформизм

Высокие оценки характерны для подростков, считающихся разумными, рассудительными и упорными. Они знают, что имеют меньше друзей, чем остальные, но не считают возможным менять свое поведение и идти на поводу у группы. Они не пользуются любовью окружающих, хотя их уважают и ценят те, кто хорошо с ними знаком

Интерес к участию в общих делах. Экспрессивность, деятельность и некритичность

Факторы второго порядка
В ходе факторизации первичных факторов опросника Р. Кеттелла для взрослых (16 PF) было выделено восемь факторов второго порядка, пять из которых являются значимыми [77]: 1) экстраверсия, 2) тревожность, 3) cortertia, 4) независимость, 5) социопатия.

Факторы «экстраверсия» и «тревожность» дают больше всего информации о личности обследуемого. О сущности других факторов известно намного меньше.
Для опросника 16 PF выведены формулы расчета факторов экстраверсии и тревожности второго порядка. В формулы подставляются шкальные значения указанных первичных факторов:
Fэ = 7А + 4F +5Н – 3Q2
Fт = –С + 2L + ЗО + 5Q4
Фактор F э «Экстраверсия» измеряет «экстраверсию-интро-версию» – качества, открытые К. Юнгом и отражающие направленность личности либо на внешние события, либо на внутренние переживания. Высокие оценки по фактору экстраверсии второго порядка способствуют более успешной адаптации человека в современном обществе, по сравнению с низкими оценками.
Фактор F т «Тревожность» – второго порядка «тревожность-приспособленность» – является основным показателем эмоциональных нарушений в 16 PF.
К высокой оценке по фактору тревожности второго порядка всегда следует относиться серьезно. Возможно, конечно, что личность с высокой оценкой просто пытается выглядеть плохо, но это требует проверки. Чаще всего личность, получающая высокую оценку, признает большой дистресс и обеспокоена поиском помощи.
Низкая оценка по фактору тревожности второго порядка необязательно является показателем психического здоровья. При низкой тревожности и высоком MD проблема заключается в том, что личность искажает результаты и скрывает от нас реальную картину. Для выявления истинной тревожности в данном случае требуются дополнительные исследования.
Фактор «Cortertia» – «жёсткая уравновешенность», «интеллектуальная свобода». Содержание фактора «cortertia» определено недостаточно. Высокие значения фактора соответствуют энергичному, реалистичному поведению, управляемому в большей степени интеллектом, чем чувствами. Для лиц с высокими значениями фактора «cortertia» характерны сообразительность, практичность, интеллектуальная живость, готовность объективно решать жизненные проблемы. Эти лица держатся обособленно, прямолинейны в мышлении и не склонны к фантазиям.
Считается, что лица с низкой оценкой по данному фактору в меньшей степени руководствуются интеллектом, и, следовательно, более подвержены влиянию эмоций.
Фактор «Независимость» — второго порядка «независимость-покорность» — также не является до конца определенным. В него входят первичные факторы Е, Q2, L, М и Q1. Таким образом, полюс «независимость» содержит поведенческие (Е+(доминантность), (Q2+(самодостаточность)), эмоциональные L+(подозрительность)), мировоззренческие (М+(мечтательность), (Q1+(радикализм)) компоненты независимости. Одновременный подъем оценок по указанным первичным факторам формирует личность, отличающуюся критичностью, самобытностью, фантазией, несгибаемой «прометеевой волей». Повышение оценок по поведенческим компонентам независимости (Е и Q2) позволяет предположить, что с данным человеком будет трудно иметь дело, но не по причине сильной враждебности, а потому что он любит все делать по своему.
Фактор «Социопатия». Главными составляющими этого фактора являются первичные факторы G и Q3, иногда в нем встречаются также факторы L и Q2. Р. Кеттелл предпочитал подчеркивать позитивные аспекты комбинации факторов G+ и Q3+,
Наиболее известны в этом направлении работы В.Нормана, которые привели к выделению 5 факторов «большой пятёрки»: экстраверсия, нейротизм (тревожность), независимость, социопатия (добросовестность), интеллектуальная свобода.
Пять факторов второго порядка также не всегда воспроизводились в исследованиях. По мнению Г. Айзенка, это связано с тем, что в «большой пятёрке» смешаны факторы второго (сговорчивость, добросовестность, интеллектуальная свобода) и третьго порядка. Поэтому им была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого, третьего уровня: экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан EPI (Eysenck Personality Inventory), а для всех трёх -EPQ (Eysenck Personality Questionnaire).
При интерпретации результата Г.Айзенк связывал рассматриваемые характеристики с особенностями темперамента, имеющими психофизиологическую основу. В нашей стране адаптация опросника была осуществлена в институте Бехтерева, его дальнейшая модификация была осуществлена В.М.Русаловым в ИП РАН.
В настоящем пособии мы будем ссылаться на методическую разработку А.А. Рукавишникова и М.В. Соколовой, входящую в состав профессионального психологического инструментария, выпущенного ГП ИМАТОН [77].

Порядок работы

  1. Выполните задание опросника Кеттелла 16PF, форма А.
  2. Обработайте собственные результаты, постройте профиль.
  3. Проанализируйте профиль по нижеследующему плану.
  4. Отчёт должен включать: – титульный лист по образцу (см. Приложение 1); – оглавление (автоматическое);

– часть 1. История создания опросника 16PF (1–1,5 с.); – часть 2. Описание факторов и их сочетаний в виде таблицы
(табл. 12.2.4);
– часть 3. собственный профиль и его анализ в соответствии с планом;
– заключение (анализ полученных результатов, сопоставление результатов с самонаблюдением);
– список литературы, оформленный по ГОСТ (Приложение 3).

Таблица 12.2.4. Форма описания факторов и их сочетаний

Значение + и – для успешности учебной деятельности. Сочетание с другими факторами, значимое для учебы

План анализа профиля
Нижеследующий план анализа разработан в соответствии с [77].
– Провести анализ шкал валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB). От полученных результатов зависит последующая интерпретация полученного профиля.
– Провести анализ факторов второго порядка, прежде всего, фактора тревожности и фактора экстраверсии. Вторичные факторы обобщенно отражают информацию, содержащуюся в первичных факторах. Фактор тревожности второго порядка является наиболее точным указанием на психопатологию. Если оценка по нему завышена, это будет проявляться в оценках нескольких факторов первого порядка.
– Провести описание первичных факторов, набравших самые высокие и самые низкие оценки в порядке уменьшения их отклонения от нормы. Оценки интерпретируются как можно точнее, полезно указывать, откуда выводится каждое интерпретирующее утверждение. В результате этого этапа выявляется комбинация факторов, являющихся главными в интерпретации.
– Сформулировать гипотезу о характере проблемы, определяющую направление, в котором будет интерпретироваться полученный личностный профиль. В данной работе проблемной областью является учебная деятельность. Результатом данного этапа является подтверждение или неподтверждение выдвинутых гипотез в контексте целостной картины полученного личностного профиля. В случае неподтверждения эти гипотезы отклоняются.
– Данные, полученные в ходе анализа личностного профиля, сопоставить с дополнительной информацией о человеке, после чего сформулировать специальный психологический диагноз или заключение. В действительности, человека не так легко отнести к какой-либо психологической категории, поэтому часто нельзя дать заключение в виде диагноза. В таких случаях дается описание основной личностной проблематики.
– Высказанные по результатам 16 PF гипотезы об обследуемом сопоставить с данными других тестов с целью выяснить, подтверждают ли их интерпретации друг друга. В случае расхождения данных делаются соответствующие выводы. В сложных случаях используются все тесты, имеющиеся в арсенале психолога, адекватные по своему содержанию решаемой проблеме.
– Полученный результат сопоставить с результатом самонаблюдения.
Таким образом, процесс интерпретации результатов личностного опросника заключается в соотнесении оценок по отдельным факторам друг с другом, а также с другими доступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого.
Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.

  • Социально-психологические факторы развития Я-концепции
  • Подростковый возраст
  • Социальная ситуация в подростковом возрасте в школе и в училище
  • Влияние учебной деятельности на развитие личности
  • Психологическое время личности и социальное пространство личности младшего школьника

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Источник