Тест с ответами: “Телеграмма” К.Г.Паустовский
12. Что случилось в ту ночь, когда Екатерина написала дочери письмо с просьбой приехать:
а) Объявился муж Екатерины
б) В калитку дома, где жила Екатерина, кто-то долго стучал, но никого не оказалось +
в) У Екатерины схватило сердце
13. Кем работала Настя:
а) Секретарем +
б) Учительницей
в) Адвокатом
14. Чем была занята дочь Екатерины Петровны:
а) Продвижением по карьерной лестнице
б) Воспитанием детей
в) Организацией выставки молодого скульптора +
15. Как художники называли Настю:
а) Сольвейг +
б) Ингрид
в) Хельга
16. Как звали девочку, приходившую ежедневно к Екатерине Петровне:
а) Оленька
б) Манюша +
в) Леночка
17. Скульптура какого писателя смотрела на Настю насмешливо и с укором:
а) Лермонтова
б) Пушкина
в) Гоголя +
18. Под чьей охраной находился дом, в котором жила Екатерина Петровна:
а) Ордена мировых достопримечательностей
б) Областного музея +
в) Областного МВД
19. Когда девушке принесли телеграмму с сообщением о смерти матери:
а) Когда Настя собиралась домой
б) Когда Настя сильно заболела
в) Когда Настя находилась на выставке +
20. Кем был отец Катерины Петровны:
а) Чиновником
б) Известным художником +
в) Зажиточным крестьянином
21. Кто написал телеграмму, в которой сообщалось, что Настя уже едет домой:
а) Тихон +
б) Сама Настя
в) Молодая учительница
22. Кто строил дом, в котором жила Катерина Петровна:
а) Её дед
б) Её отец +
в) Её муж
23. Кто поцеловал в руку умершую Катерину Петровну:
а) Тихон
б) Манюшка
в) Молодая учительница +
24. Как ласково назвала Екатерина Петровна свою дочь в письме:
а) Голубка моя
б) Ненаглядная моя +
в) Милая моя
25. Почему Настя уезжала из Заборья, крадучись:
а) Она боялась, что ее обвинят в смерти Катерины Петровны
б) Она не хотела решать вопросы, касающиеся их старого дома
в) Она ощущала сильную вину и боялась расспросов +
26. Как отреагировала Настя, когда узнала, что её мать Катерина Петровна умерла:
а) Долго сидела молча
б) Она проплакала всю ночь, а потом уехала +
в) Пошла на могилу матери
27. Как звали сторожа:
а) Тихон +
б) Матвей
в) Купидон
28. Кто написал Насте последнюю телеграмму с Заборья:
а) Михаил
б) Матвей
в) Тихон +
29. В какое время года Катерина писала письмо Насте:
а) Осень +
б) Зима
в) Весна
30. В каком месяце Катерина писала письмо Насте:
а) Март
б) Ноябрь +
в) Декабрь
Источник
Тест «Телеграмма» К. Паустовского с ответами (Уроки по литературе)
4) Как называла Катерина Петровна дом, в котором она проживала?
5) В каком городе жила Катерина Петровна со своим отцом?
6) Где проживает дочь Катерины Петровны?
Ответ: В Ленинграде
7) Как зовут главную героиню?
8) Кем работает дочь Катерины Петровны?
9) Как художники называли Настю?
10) Куда после работы Насте нужно было пойти?
Ответ: В мастерскую
11) Как зовут курьершу из Союза художников?
12) Кто поцеловал в руку умершую Катерину Петровну?
Ответ: Молодая учительница
13) Какое отечество было у Насти?
14) Кто написал телеграмму, в которой сообщалось, что Настя уже едет домой?
15) Скульптура какого писателя смотрела на Настю насмешливо?
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id84940
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате
Источник
Урок-практикум по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Цель урока: развивать навыки анализа художественного текста, характеристики героев, определить, что писатель ценит в людях.
Методические приёмы: самостоятельная подготовка в группах, элементы анализа текста, комментарии учителя.
Оформление: Портрет К.Г.Паустовского.
Нет! Человеку никак нельзя жить без родины,
Как нельзя жить без сердца.
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Зарубка – отметка рубящим орудием на чём – нибудь, например, на дереве.
1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (неодобрительное).
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Презентация – представление чего – нибудь.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы говорили о творчестве К.Г.Паустовского, познакомились с историей создания рассказа “Телеграмма”. Сегодня я предлагаю поговорить об этом рассказе. А вот о чём именно, чтобы вам было интересно! Подумайте! Задайте вопросы мне, друг другу, скажите, как вы думаете.
Но прежде, чем задать вопросы, давайте выясним: о чём этот рассказ? Какова его основная тема? (Взаимоотношение родителей и детей, милосердие, ответственность человека за свои поступки.)
Определите, как построен рассказ. Выделите 3 основные части, подберите эпиграф.
Записи в тетради:
1 ч. – Мать. “Эх, горе горькое, страдание неписанное”.
2 ч. – Дочь. “Эх ты, сорока!”
3 ч. – Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.
2. Работа в группах.
1 группа
– Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки и с описания интерьера? (Настраивает на определённый лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким – то холодом, а подсолнух “всё доцветал и никак не мог доцвесть”. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.)
Записи в тетради:
За простой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
– Какие мысли автор передаёт через пейзаж? (Мысль об увядании: “тучи тащились”, “трава полегла”, “октябрь на редкость холодный”.)
– Каков ритм прозы? (Фразы короткие, веет каким-то холодом. А подсолнух всё доцветал.)
– Каково внутреннее состояние Катерины Петровны? (Соотношение состояния природы с душевным состоянием человека).
– Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Нет. Оно скрыто. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам.)
– Какие детали интерьера свидетельствуют, что жизнь замерла в старом доме? (Горький запах нетопленных печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар.)
2 группа
– Давайте поговорим о Катерине Петровне. Восстановите прошлое героини. (Петегбургская жизнь, жила в Париже, видела похороны Гюго, живёт воспоминаниями, но и они тускнеют.)
– Для чего хранит она старые вещи? (Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое, частицы жизни и судьбы.)
– Подберите синоним к слову “маленькая”. (Беззащитная.)
– Были ли у Насти серьёзные причины не приехать к матери? (Насте некогда, Катерина Петровна оправдывает дочь. Бережно перебирает деньги…)
– Найдите строчки в тексте.
– Катерина Петровна написала письмо. Почему? (Её могла испугать собственная слабость.)
Записи в тетради:
Вывод: Катерина Петровна живёт воспоминаниями, они бы могли скрасить её одиночество, но и они тускнеют. Автор своим подтекстом подчёркивает, что “сумрачно” не только в опустевшей комнате, но и в душе героини.
3 группа
– Мы пока ничего не знаем о дочери Катерины Петровны, но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.)
– Поговорим о Насте. Найдите и зачитайте портрет Насти. (Холодные глаза.)
– Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темпы Настиной жизни. (Горячилась, доказывала, хлопотала, ссорилась и мирилась, приходила в отчаяние.)
– Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (Произошла встреча человека с прекрасным. “А письмо – то…” – происходит перелом в душе, вспоминает мать.)
– Какая внутренняя связь есть между скульптором и Катериной Петровной? Случайна ли цифра 3? (И Тимофеев, и Катерина Петровна переживает душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие. 3 года страдает Катерина Петровна, 3 года – Тимофеев в творческих муках.)
– Бездушна ли, по-вашему, Настя? (От карьеризма пострадала её душа.)
– Прочитаем эпизод “Настя под хмурым небом”.
– Это кульминация центральной части. Настя переживает душевный кризис.
Вывод:
Её горькие слёзы – это слёзы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение “ненаглядная моя”.
– Настя потеряла в жизни опору. Есть такая библейская заповедь: “Чти отца своего и матерь свою”. А В.Берестов сказал так:
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
4 группа
– Почему рассказ называется “Телеграмма”?
Телеграмму посылают в исключительных случаях, когда сообщение надо передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды.
Не забывайте о самых близких, самых родных, которые нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. “Будь человеком, – говорит Паустовский. – За добро плати добром”.
3. На доске эпиграф. Объясните, почему именно эти слова Паустовского я взяла эпиграфом к уроку?
4. 5 группа
– На все ваши вопросы мы ответили. Теперь ответьте на мои.
Какой многоязычный смысл заключён в данных выражениях?
- Жестяная пустота (бездушие, неоправданная жестокость дочери)
- Керосиновый ночник (единственное живое существо, вздрагивает, передавая тревогу, боль, грусть)
- Клён (некуда спрятаться от холода)
Слово “зарубка” (отметка рубящим орудием на чём – нибудь). Как вы думаете, зачем это слово нам сегодня? (Зарубки бывают на сердце. У нас остались зарубки.)
5. Игра “Крестики – нолики”.
1) Отметьте правильный вариант:
2. Кому принадлежат слова? Запишите правильный ответ:
А “Тряпичница я, что ли?” (Манюшка)
Б “Ремесленник! У его фигур не плечи, а вешалки для пальто!” (Тимофеев)
В “Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку”. (Катерина Петровна)
Г “Снег скоро выпадет. Оно к лучшему. Дорогу морозцем собьёт – значит, и ей будет способнее ехать”. (Тихон)
Д “Мёртвый свет! Убийственная скука! Керосин и то лучше”. (Тимофеев)
Е “Ну что же, будем драться вместе”. (Настя)
6. Подведение итогов.
Мы говорили на уроке об отношениях родителей и детей. А теперь каждый задумайтесь о своих родителях. Какие ласковые, добрые слова вы хотели бы сказать им? Вернувшись домой, обязательно произнесите эти слова, ведь они предназначены самым близким и родным для вас людям.
Источник
Контрольная работа по рассказу К.Паустовского "Телеграмма"
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником.
Выпишите эпитеты из 1 абзаца. Докажите, что автор использовал приём параллелизма.
Какие олицетворения использованы в 3 абзаце? Какое настроение создаёт пейзаж?
Какую роль играет художественная деталь : «маленький подсолнечник» — для понимания смысла начала рассказа?
Какие детали в последнем абзаце подчёркивают, что жизнь героини осталась в прошлом?
Ответ на задания С1 и С2 дайте в виде мини-сочинений (5-10 предложений)
С1. Какую проблему поднимает писатель в рассказе «Телеграмма»? В чём важность этой проблемы?
С2. Сравните пейзаж в начале рассказа и стихотворение Александра Блока:
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно кружится желтый лист.
И день прозрачно свеж,
И воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого тленья,
Так каждый день старается.
И каждый год, как только
Желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
Какое настроение вызывает осенний пейзаж? Как используют приём художественного параллелизма оба художника?
Вариант 1
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта – портрет ее отца, а вот эта – маленькая, в золотой раме – подарок Крамского, эскиз к его «Неизвестной». Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом – известным художником.
1.Выпишите эпитеты из 1 абзаца. Докажите, что автор использовал приём параллелизма.
2.Какие олицетворения использованы в 3 абзаце? Какое настроение создаёт пейзаж?
3.Какую роль играет художественная деталь : «маленький подсолнечник» — для понимания смысла начала рассказа?
4.Какие детали в последнем абзаце подчёркивают, что жизнь героини осталась в прошлом?
Ответ на задания С1 и С2 дайте в виде мини-сочинений (5-10 предложений)
С1. Какую проблему поднимает писатель в рассказе «Телеграмма»? В чём важность этой проблемы?
С2. Сравните пейзаж в начале рассказа и стихотворение Александра Блока:
Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно кружится желтый лист.
И день прозрачно свеж,
И воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого тленья,
Так каждый день старается.
И каждый год, как только
Желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
Какое настроение вызывает осенний пейзаж? Как используют приём художественного параллелизма оба художника?
Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
Но за забором никто не ответил.
– Должно быть, почудилось, – сказала Катерина Петровна и побрела назад.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
«Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
1.Выпишите олицетворения из 2 абзаца. Как перекликается пейзаж с внутренним состоянием героини?
2. Какую роль играет художественная деталь : «клён» — для понимания настроения Катерины Петровны?
3.Почему именно в эту ночь пишет Катерина Петровна письмо Насте?
4.Как ответила Настя на письмо матери?
Ответ на задания С1 и С2 дайте в виде мини-сочинений (5-10 предложений)
С1. Какие черты характера Катерины Петровны показывает Паустовский? Как складываются её отношения с Тихоном. Манюшкой. Настей?
С2. Какую проблему поднимает писатель в рассказе «Телеграмма»? В чём важность этой проблемы?
Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
Но за забором никто не ответил.
– Должно быть, почудилось, – сказала Катерина Петровна и побрела назад.
Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
«Ненаглядная моя, – писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, – смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, – да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
1.Выпишите олицетворения из 2 абзаца. Как перекликается пейзаж с внутренним состоянием героини?
2. Какую роль играет художественная деталь : «клён» — для понимания настроения Катерины Петровны?
3.Почему именно в эту ночь пишет Катерина Петровна письмо Насте?
4.Как ответила Настя на письмо матери?
Ответ на задания С1 и С2 дайте в виде мини-сочинений (5-10 предложений)
С1. Какие черты характера Катерины Петровны показывает Паустовский? Как складываются её отношения с Тихоном. Манюшкой. Настей?
С2. Какую проблему поднимает писатель в рассказе «Телеграмма»? В чём важность этой проблемы?
Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: – «Эх, ты!»
Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.
Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
«Ненаглядная моя, – вспомнила Настя недавнее письмо. – Ненаглядная!»
Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
«Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама».
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
1.Какую роль играет в рассказе скульптурный портрет Гоголя?
2.Выпишите глаголы из 2 абзаца. Как автор использует приём градации?
3..Помогает ли пейзаж понять внутреннее состояние героини? Каким образом?
4.Как поведёт себя Настя в дальнейшем?
Ответ на задания С1 и С2 дайте в виде мини-сочинений (5-10 предложений)
С1. Какие черты характера Насти показал Паустовский? Можно ли назвать её бессердечной? Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Как это сочетается с безразличием к матери?
С2. Чему учит рассказ «Телеграмма»?
Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: – «Эх, ты!»
Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.
Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
«Ненаглядная моя, – вспомнила Настя недавнее письмо. – Ненаглядная!»
Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
«Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама».
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
1.Какую роль играет в рассказе скульптурный портрет Гоголя?
2.Выпишите глаголы из 2 абзаца. Как автор использует приём градации?
3..Помогает ли пейзаж понять внутреннее состояние героини? Каким образом?
4.Как поведёт себя Настя в дальнейшем?
Ответ на задания С1 и С2 дайте в виде мини-сочинений (5-10 предложений)
С1. Какие черты характера Насти показал Паустовский? Можно ли назвать её бессердечной? Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Как это сочетается с безразличием к матери?
Источник