Цель контроля результата обучения



Выступление на педагогическом совете "Контроль. Формы и функции контроля"

игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки).

Контроль – это часть процесса обучения. (Слайд №2)

Контроль – это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся – определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. (Слайд №3)

В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию. (Слайд №4)

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся нужно последовательно, согласно порядку изучения материала. (Слайд №5)

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ (Слайд №6)

Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция – выявление и диагностика результатов обучения.

2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.

3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.

4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.

5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

уществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция – основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.

Педагогические требования к контролю знаний учащихся: контроль знаний учащихся должен быть: (Слайд №7)
– мотивированным;
– систематическим и регулярным;
– разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;
– быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
– базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Примерная схема планирования тематического контроля:

Тема –> Поурочный (модульный) контроль –>

Промежуточный контроль –> Итоговая проверка по теме (Слайд №8)

Сначала определяю, что буду контролировать (содержание контроля) и как буду контролировать (методы контроля).

Источник

Контроль в обучении, виды, функции

Контроль и проверка учебной деятельности учащихся являются важным этапом педагогического процесса. В условиях реформирования образования проверка призвана выполнять в первую очередь свою диагностическую функцию: выявлять и искоренять недочеты и ошибки в знаниях учащихся, а не констатировать факты и формально выставлять отметки.

Контроль– это выявление, измерение, оценивание ЗУ Нов обучаемых; это способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль проводится в целях надзора, проверки и выявления причин отклонений от заданной цели. Он выполняет функцию управления, устанавливающую степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

Проверка– это выявление и измерение ЗУ Нов учащихся. Проверка является составным компонентом контроля, и ее дидактическая функция – обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение объективной информации о степени освоения учебного материала.

Контроль выполняет следующие функции:

1) контролирующая – установление обратной связи, учет результатов контроля;

2) обучающая – дается с профш1актико-предупредительной целью, с целью активизации работы учащихся по усвоению знаний, корректировки, совершенствования, систематизации знаний; учащиеся слушают дополнительные объяснения, задают вопросы, отвечают, у них формируются навыки и умения;

3) воспитывающая – состоит в приучении учащихся к систематической работе, в формировании нравственных качеств, самооценки;

4) развивающая – заключается в развитии памяти, внимания, интереса к предмету, творчества;

5) мотивационная – развитие мотива и потребности в учебе;

6) диагностирующая и прогнозирующая (по реализации целей контроля) и др.

Традиционно в педагогической литературе выделяют следующие виды контроля:

1. Предварительный (исходный) — выявление ЗУНов по теме, которая будет изучаться.

2. Текущий — проверка усвоения материала и оценка результатов каждого урока. Осуществляется в повседневной работе с помощью систематического наблюдения, тестовых заданий и др.

3. Тематический (периодический) — осуществляется периодически по мере прохождения раздела или темы, проверяет степень усвоения за длительный период с целью систематизации знаний учащихся. Проходит на повторительно-обобщающих уроках и готовит к контрольной работе.

4. Итоговый — проводится накануне перевода в следующий класс или в конце четверти, полугодия, учебного года. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.

Ю. К. Бабанский метод контроля определяет как способ, с помощью которого выявляется состояние знаний, умений и навыков обучаемых в данный момент времени. Несмотря на некоторые расхождения ученых-дидактов в отношении методов и форм контроля, их можно свести в определенную систему:

1. Метод наблюдения — это систематическое получение данныхо знаниях и развитии ученика, ежедневное изучение учащихся в процессе обучения. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

Похожее:  Олимпиады и викторины на е 8220 ФГОС ОНЛАЙН 8221

2. Методы устного контроля — в их основе лежит вопросно-ответная форма (ответы учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах) или монологический ответ учащегося. Текущий устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, групповой, фронтальной или комбинированной форме. Это такие методы, как опрос, беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте, зачет, устный экзамен и др. Зачет и экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения.

3. Методы письменного контроля – характеризуются высокой экономичностью и эффективностью; позволяют глубоко и объективно проверить знания учащихся. Дополняются программированным контролем. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач. К этим методам относятся: контрольные работы, проверочные работы, изложения, сочинения, диктанты, рефераты и др.

4. Методы практического контроля — имеют целью проверить практические умения и навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение лабораторных опытов, составление таблиц, схем, карт, чертежей, изготовление приборов, создание изделий, монтаж аппарата, ситуационная деловая игра, имитация. Эти методы удовлетворяют требования принципа связи обучения с практикой, ориентируют учеников на применение знаний.

5. Дидактические тесты – набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учениками. Это серия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов; или это утверждения, в которые надо вставить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. Преимущества дидактических тестов – объективность, быстрота обработки результатов, оперативность, экономия времени.

А также в педагогической литературе выделяют метод графического контроля (Г. И. Щукина), метод программированного и лабораторного контроля (Ю. К. Бабанский), метод пользования книгой, метод проблемной ситуации (В. Оконь).

Источник

Контроль в обучении, его задачи и содержание.

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

Контроль в обучении, его задачи и содержание.

В традиционной отечественной дидактике используются термины: контроль, проверка и оценка и учет знаний.

Под контролем в психолого-педагогической литературе понимают проверку и оценку результатов обучения, выявление соответствия уровня освоения знаний учащихся образовательному стандарту по данному предмету. В обучении под контролем понимается определение соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. (И. Е. Киселева).

В отечественной педагогике контроль обучения понимается как: административно-формальная процедура проверки работы педагога и учреждений; функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений; составная часть, компонент процесса обучения, органически связанный с изучением программного материала его осмыслением, закреплением и применением, формирование навыков и умений; педагогическая диагностика. И здесь важную роль играет постановка целей обучения; проверка и, несомненно постоянное наблюдение в целях проверки или надзора и др.. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающимися, который должен соответствовать государственному образовательному стандарту по данной области знаний например программе или предмету. Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль обучающихся).

В.П.Беспалько считает, что цель педагогического процесса поставлена диагностично, если соблюдаются следующие условия:

дано точное описание формируемого личностного качества такого, что его можно безошибочно и однозначно отличить от любых других качеств личности;

имеется способ, то есть «инструмент» для однозначного выявления данного качества личности в процессе объективного контроля его сформированности;

возможно количественное измерение интенсивности данного качества на основе результатов контроля;

существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

По мнению В.П.Беспалько, иерархия целей в педагогической системе учебного заведения представлена в рисунке № 1.

Рисунок №1 Связь контроля с целями в педагогической системе.

Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки, ее содержание, видах, методах и формах контроля, об измерениях, об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. Всем известно, что основными задачами контроля являются:

определение пробелов в обучении;

коррекция процесса обучения;

планирование последующего обучения;

рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

К педагогическим требованиям к контролю в процессе обучения относят высокие результаты, которые обеспечивают:

индивидуальный характер контроля;

систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах обучения, сочетание его с другими сторонами учебно-познавательной деятельности обучающихся;

разнообразие форм проведения контроля, обеспечивающего выполнение обучающей, развивающей и воспитательной функций;

всесторонность контроля: охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, практических умений и навыков;

дифференцированный подход, учитывающий особенности каждого учебного предмета и индивидуальные качества обучающегося;

единство требований педагогов, осуществляющих контроль за учебной работой обучающихся в данном классе или группе; педагогически тактическим, деловым;

экономичным по затратам времени педагога и учащегося, обеспечивающим анализ проверочных работ и их оценку в сравнительно короткое время;

объективным и обоснованным.

Содержание контроля определяется дидактическими задачами на разных этапах обучения; спецификой учебной дисциплины; уровнем подготовленности учащихся.
В педагогической практике при осуществлении контроля обычно ставится вопрос, что именно проверяется в обучении с помощью контроля. В отечественной педагогике считают, что проверке подлежат знания, умения и навыки обучающихся. Они описываются как на общедидактическом, наддисциплинарном уровне, так и на уровне дисциплины, обычно в виде материалов к программе по учебной дисциплине.
В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. По мнению П.И. Пидкасистого, к этому направлены усилия современной отечественной дидактики.Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формировались в терминах поведения, наблюдаемых действиях обучающихся. В этом случае может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, то есть может быть установлен уровень сформированности знаний.
С 50-х гг. прошлого века идет разработка таксономии целей обучения за рубежом (Б.Блюм) именно на основе такого подхода: диагностично поставленные цели позволяют осуществлять объективное обнаружение и оценивание ступени их достижения.
В когнитивной области: проверяется воспроизведение содержательной учебной информации и ее запоминание, а так же умение выполнять различные действия с ней.

Похожее:  Цвет мочи при беременности поводы для опасений

Кроме знаний, содержание проверки достижений является:

социальное и общепсихологическое развитие учащихся;

сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как моральные нормы, поведение и чувство ответственности .

В педагогическом процессе контроль выполняет ряд функций. К этим функциям относятся:

Проверочная (инспекторская) функция. Показатели контроля служат существенным основанием для анализа результатов обучения детей. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных учащихся и педагогов, но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения.

Обучающая функция. При выполнении контрольных заданий происходит закрепление и повторение приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление. Контроль также учит рационально организовывать учебную деятельность.

Развивающая функция. Эта функция заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, воображения, мышления, памяти, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.

Воспитательная функция. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности. Часто от оценок зависит репутация учащегося и его статус в коллективе, группе или классе). Контроль воспитывает чувство ответственности за свою работу, дисциплинирует, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает учащихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.

Методическая функция. Она заключается в том, что проверка учит не только учащегося, но и также педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки и выбрать оптимальные варианты обучения.

Организующая функция. Роль этой функции самоконтроля заключается в том, что назначение контролирующих, регулирующих и оценочных действий по существу состоит в управлении этой деятельностью.

Рефлексивная функция – заключается в том, что самоконтроль составляет новообразование в структуре знаний, умений, навыков, поведения, направленности личности, системе ее отношений, возникающих в процессе анализа и самоанализа деятельности.

Регулирующая функция. Ее суть состоит в том, что самоконтроль рассматривается как установка личности на конечный результат деятельности, прогнозирование ее эталонов и зон трудности, анализ относительно данных эталонов и корректирование.

В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, выделяют виды контроля, они представлены на рисунке №1

Рисунок №2 Виды контроля.

Но целесообразнее выделить три основных вида контроля:

итоговый, рассматриваемый как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения.

Значение подготовительного контроля состоит в установлении начального уровня различных сторон учащегося и, до этого всего, начального состояния познавательной работы, в первую очередь — личного уровня каждого ученика.

Успех исследования каждый темы (раздела или же курса) находится в зависимости от степени усвоения тех понятий, определений, положений и т.д., что исследовались на предыдущих шагах изучения. В случае если информации про это у учителя нет, тогда он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора рационального варианта. Требуемую информацию преподаватель получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более знаменитое учителям как подготовительный контроль (учет) познаний. Последний важен к тому же для того, чтоб зафиксировать (сделать срез) начальный уровень обученности. Сопоставление изначального уровня обученности с конечным (достигнутым) дает возможность мерить «прирост» познаний, степень сформированности умений и умений подвергать анализу динамику и эффективность дидактического процесса, и еще сделать беспристрастные выводы о «вкладе» преподавателя в обученность учащихся, производительности педагогического труда, расценить умение (профессионализм) педагога.

Главнейшей функцией текущего контроля считается функция обратной взаимосвязи. Обратная взаимосвязь дает возможность учителю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из главнейших критерий удачного протекания процесса усвоения. Обратная взаимосвязь обязана нести сведения не исключительно о верности или же неправильности конечного итога, но и позволять совершать контроль за ходом процесса, наблюдать за поступками обучаемого.

Текущий контроль нужен для диагностирования хода учебного процесса, выявления динамики заключительного, сравнения реально достигнутых на отдельных шагах эффектов с запланированными. Помимо непосредственно прогностической функции текущий контроль и учет познаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, содействует своевременному определению пробелов в усвоении материла, увеличению совместной продуктивности учебного труда. Традиционно текущий контроль осуществляется средством устного выборочного опроса, который всегда совершенствуется: учителя все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный, магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их число обычно не выше 6-8) формируются так, чтоб охватить все главнейшие составляющие знаний и умений, изученные детьми на протяжении заключительных 2-3 уроков. После окончания работы непременно анализируются допущенные учащимися ошибки.

Учащиеся постоянно обязаны знать, что процесс усвоения имеет собственные кратковременные границы и обязан окончиться итогом. Это значит, что помимо контроля, который исполняет функцию обратной взаимосвязи, нужен другой вид контроля, который призван отдать представление о достигнутых итогах. Данный вид контроля традиционно называют итоговым. Результат может касаться как отдельного периода обучения, так и целого предмета либо некого раздела. В практике преподавания итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой либо курсом.

Итоговый контроль осуществляется в период завершающего повторения в конце любой четверти и учебного года. Конкретно на данном этапе дидактического процесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высочайшей эффективностью имеют все шансы быть использованы подходящим образом составленные исследования обучения. Главное притязание к итоговым тестовым заданиям — они обязаны подходить уровню государственного стандарта образования. Все наибольшее распространение получают технологии итогового испытания с применением специализированных программ .

Похожее:  Когда будут известны результаты экзаменов

Источник

Контроль в обучении

Любые управленческие процессы так или иначе подразумевают установление контроля над определенной системой с целью выяснить, насколько ее деятельность производительна и результативна. В сфере педагогики это особенно важно, поскольку контроль является залогом успешности образовательного процесса. Это очевидно, потому что любой участник образовательного взаимодействия не способен управлять своей деятельностью без регулярного получения информации о ее итоговых и промежуточных результатах.

Контроль в обучении – это процесс, суть которого состоит в обеспечении так называемой обратной взаимосвязи между учеником и учителем. Он имеет целью получить определенную информацию, которая потом анализируется педагогом для оперативного внесения нужных корректив в ход обучения.

Изменено может быть, как содержание материала, так и формы, методы обучения. При необходимости вся система учебной работы может быть принципиально перестроена.

Процессы контроля в учебном и воспитательном процессе уже полноценно отработаны с теоретической и методической точки зрения. Будучи условно самостоятельным шагом, контроль выполняет развивающую, воспитательную и обучающую роль.

Проверка знаний имеет важное развивающее значение, которое реализуется не только в получении учащимися новых знаний при самостоятельной и групповой работе, но и в активном участии в выборочных опросах. Формулировка вопросов и ответов способствует повторению материала; слушая ответы одноклассников, ученик повторяет изученное и готовится к тому, что он сам может быть спрошен в любой момент. В случае неправильного и неполного ответа он также получает дополнительное объяснение учителя.

Цели контроля в образовании

Воспитательная роль контроля реализуется в том, что учащиеся приучаются работать систематически, тренируя при этом силу воли и дисциплину. Наличие постоянных контролирующих мероприятий благоприятно сказывается на общем уровне ответственности за выполняемую работу как ученика, так и учителя, приучает работать аккуратно, а также положительно влияет на формирование нравственных качеств. Благодаря им каждый ученик может самостоятельно оценить собственные знания и возможности, что помогает ему построить адекватную самооценку.

С когнитивной точки зрения контроль помогает запоминать и усваивать учебный материал, способствует выработке умений выполнять всевозможные действия с ним (анализ, синтез, реферирование и др.) Помимо развития умений и навыков, учета знаний, контроль также помогает выявить следующие факторы:

  • уровень общественного и психологического развития обучающихся;
  • степень сформированности у них мотивов деятельности и обучения;
  • степень развитости чувства ответственности, нравственности, усвоения поведенческих норм.

Организация контроля учебного процесса очень важна для педагога, поскольку позволяет ему получить больше сведений об учащихся, благодаря которым можно скорректировать учебный процесс и лучше им управлять. Родители ценят контроль, поскольку могут получить полноценные сведения об успехах своих детей.

Таким образом, контроль образовательного процесса является его важнейшей частью.

Основой контроля является выявление того, в какой именно мере достигнуты цели обучения. Организовывая контрольные мероприятия, педагог должен быть уверен в необходимости усвоения того или иного учебного материала. В связи с этим формируется круг задач на применение полученных знаний в конкретных ситуациях или их простое воспроизведение.

Однако значимость контроля образовательного процесса значительно снижается в том случае, если он не является частью общей диагностики, то есть причины выявленных пробелов и ошибок не рассматриваются комплексно. Именно с помощью диагностики можно выявить несоответствие материала возрасту или психологическим особенностям учеников, вскрыть проблемы с нехваткой времени на его изучение, указать на наличие в классе поведенческих или санитарно-гигиенических проблем.

Основные принципы контроля

Организовывать контроль необходимо в соответствии с принципами целенаправленности, целостности, регулярности, объективности и индивидуального подхода.

Первый принцип конкретно определяет цель любого уровня. Постановка таких целей способствует верному планированию, описанию и последующему обоснованию применяемых методов, форм и средств контроля. Цели должны отвечать на такие вопросы:

  • что именно будет проверяться;
  • кого нужно опрашивать;
  • какие выводы могут быть сделаны на основе полученных результатов;
  • какой результат предполагался изначально.

Конкретизируя эти цели, необходимо исходить из комплексных целей развития, обучения и воспитания учеников, которые стоят на конкретном этапе работы с ними.

Контроль должен быть объективным, то есть вероятность субъективных и ложных выводов должна быть сведена к минимуму. Неверные результаты искажают картину успеваемости и снижают воспитательное значение контролирующих мер. Степень объективности зависит от многих факторов: точности выделения отдельных и общих образовательных целей, степени обеспеченности средствами обработки данных, обоснования способов обработки, анализа и оценки полученного результата, общей степени организованности проведения контролирующих мероприятий. От того, как решаются эти вопросы, зависит, насколько объективным и качественным будет контроль.

Целостность контроля заключается в том, чтобы охватить достаточно большой объем проверяемых знаний. Этот принцип реализуется через усвоение основных идей учебного курса, пройденного материала по конкретным содержательным направлениям, знаний отдельных важных фактов, закономерностей, понятий, теорем, приемов и методов работы. Чем обильнее материал, тем сложнее методика составления проверочных заданий. К выделению и отбору объектов проверки предъявляются высокие требования.

Регулярность подразумевает систематичность контролирующих процедур, которые должны быть интегрированы в учебный процесс.

Принцип индивидуального подхода требует, чтобы знания, умения и навыки каждого школьника оценивались в соответствии с его особенностями и способностями. Кроме того, очень важно, чтобы формы контроля были разнообразными.

Все эти принципы должны рассматриваться в качестве конкретных требований, предъявляемых к организации контроля в обучении. Их соблюдение важно для успешного протекания воспитательно-образовательных процессов и повышения общего качества образования.

Источник