Урок литературного чтения в 4 м классе

Урок литературного чтения в 4-м классе

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением изученного.

Цели урока:

  • Познавательная: формирование познавательной самостоятельности учащихся, формирование навыка чтения вслух, по ролям и про себя.
  • Развивающая: развитие умения анализировать и обобщать учебный материал, развитие самостоятельности, концентрации внимания, памяти и логического мышления.
  • Воспитательная: воспитывать необходимость чтить память о людях и событиях, происходивших в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, презентация по данной теме из 10 слайдов (приложение), карточки с опорными словами (следопыт, исследователь, искатель, историк, строитель) для слабых учащихся, фонограмма песни «Журавли» (муз. Я.Френкель, сл. Р.Гамзатов).

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма песни «Журавли».

– Как вы думаете, к какой исторической теме мы сегодня прикоснёмся? (К теме Великой Отечественной войны).

– Ребята, на Кавказе есть поверье, будто павшие на поле боя воины превращаются в журавлей. Прозвучавшая песня Я.Френкеля и Р.Гамзатова посвящена погибшим во время В. О. войны солдатам, которых авторы сравнили с клином летящих журавлей.

II. Мотивация и целеполагание.

– Для того, чтобы узнать фамилию автора нового произведения, мы разгадаем исторический кроссворд. (Открыть слайд №2 презентации, приложение).

Вопросы к кроссворду:

  1. Отечество, отчизна. (Родина).
  2. Столица нашей Родины. (Москва).
  3. Человек, совершивший подвиг. (Герой).
  4. Название нашей страны. (Россия).
  5. Окружение, изоляция. (Блокада).
  6. Человек, преданный своему Отечеству. (Патриот).
  7. Вооружённая борьба между государствами или внутри государства. (Война).

Для проверки правильности ответов открыть слайд № 3 (приложение).

– Прочитайте фамилию писателя, получившуюся по горизонтали.

– Прочитайте тему урока.

– Откройте тетради, подпишите тему.

– В связи с тем, что мы изучаем нового автора и новое произведение, попробуйте поставить выходящие из темы цели урока. (Открыть слайд № 5, приложение).

  1. Узнать некоторые сведения…
  2. П
  3. П
  4. П
  5. С помощью игры … создать образ мальчика.
  1. Узнать некоторые сведения из биографии Ю.М.Нагибина.
  2. Провести словарную работу.
  3. Прочитать произведение «Заброшенная дорога».
  4. Проанализировать текст.
  5. С помощью игры «Синквейн» создать образ мальчика.

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с цитатой. (Открыть слайд № 6, приложение).

– К теме сегодняшнего урока я выбрала следующею цитату, принадлежащую писателю –фронтовику Павлу Васильеву.Прочитайте ее.

«Давно закончилась война… Сравнялись с землей окопы, заросли временные фронтовые дороги… Земля потихоньку забывает о войне. А мы продолжаем помнить… людей, которые жили и умирали, борясь за свободу».

– Соотнесите название произведения с цитатой. Что в них общего? (Говорится о заброшенных фронтовых дорогах).

2. Рассказ учителя о Ю.М.Нагибине. (Открыть слайд № 7, приложение, где записаны даты, опорные слова и выражения. При рассказе выступающий обращает внимание детей на опоры).

Юрий Маркович Нагибин родился в 1920 году и умер в 1994 году в Москве.

– Сосчитайте сколько лет он прожил? (74 года).

Юрий Маркович учился в институте кинематографии. Прошел Великую Отечественную войну. В одном из тяжелейших боёв получил контузию (ушиб или травма без повреждения наружных покровов). После лечения в госпитале стал военным корреспондентом газеты «Труд». Написал много рассказов о военном времени, о том, что пережили люди в годы Великой Отечественной войны. Рассвет творчества Нагибина пришелся на послевоенное время. Появилось большое количество рассказов, повестей, сценариев о людях мирного труда. По многим его произведениям сняты фильмы.
3. Первичная проверка восприятия информации об авторе.
а) Фронтальный опрос.

  • Назовите фамилию, имя, отчество автора.
  • Где учился Юрий Маркович?
  • Какие трудности были в его жизни?
  • Кем стал Нагибин после лечения в госпитале?
  • О чем писал в своих произведениях?
  • Что говорит о популярности произведений Нагибина?

б) По опорным словам дети строят рассказ о биографии Ю.М.Нагибина и работают в парах, рассказывая друг другу.

в) Пересказ биографии Ю.М.Нагибина сильным учеником.

4. Работа с трудными словами. (Открыть слайд № 8, приложение, где трудные слова написаны в зашифрованном виде).

Прочитайте слова и объясните их смысл.

16льш1н10к (ольшаник) – заросли ольхи.

– Какие еще леса по названиям деревьев вы знаете? (Березняк, дубняк, сосняк, ельник).

Тивиткнюънок (конъюнктивит) – заболевание глаз.

(?т-д)ще(?т-д)ушный (тщедушный) – хилый, слабый.

Тдщдедтдндо (тщетно) – безрезультатно, бесполезно, напрасно, зря.

Жизнь . + молодость –до (жимолость) – кустарник с душистыми цветами.

IV. Организация восприятия.

1. Проблемный вопрос перед чтением.

– Что общего между содержанием произведения и цитатой?

2. Чтение текста детьми вслух по цепочке, по ролям, про себя.

V. Организация осмысления.

1. Беседа с выборочным чтением текста.

  • Какой вопрос был задан перед чтением текста? Ответьте на него.
  • Какова тема произведения? (В произведении говорится о мальчике, который нашел заброшенную дорогу и решил её расчистить).
  • От чьего имени ведется рассказ? (От имени автора).
  • Кто главные герои произведения? (Мальчик и автор).
  • Где происходят события? (В лесу).
  • Как вы думаете, в какое историческое время происходили события? (После Великой Отечественной войны).
  • Докажите. (Фронтовая дорога заросла, в семье мальчика кто-то не вернулся с войны).
  • С какой целью автор пришел в лес? (За грибами).
  • Что произошло в лесу? (Встреча с мальчиком).
  • Найдите и зачитайте описание мальчика.
  • Что делал в лесу мальчик? (Расчищал булыжное шоссе).
  • Назовите синонимы слова «шоссе». (Дорога, путь).
  • Как вы думаете, откуда в лесу булыжное шоссе? (Осталось со времен Великой Отечественной войны).
  • Что могли перевозить по этой дороге? (Оружие, боеприпасы, продовольствие, людей).
  • Привлекла ли вначале работа по расчистке шоссе автора?
  • Найдите и зачитайте причину.
  • Сразу ли автор понял, зачем мальчик расчищает дорогу?
  • Найдите в тексте и зачитайте, как мальчик объясняет необходимость своей работы. (4 причины).
  • Какое из его объяснений убедило автора? (Последнее:«Без дорог никто никогда не будет вместе»).
  • Что же двигало мальчиком? Выскажите своё предположение. (Вероятно, в этих местах воевал кто-то из его близких, он хотел узнать о них и о событиях, которые происходили здесь в годы войны).
  • Каким словом называет мальчика автор? (Строитель).
  • А как ещё можно назвать мальчика? (Следопыт, искатель, исследователь, историк).
  • Как называет автор встречу с мальчиком? (Главное чудо дня).
  • Объясните почему? (Мальчик напомнил автору и читателям, что нельзя забывать тех, кто погиб и своей жизнью заплатил за свободу живущих).
  • Пользуясь словами цитаты, сделайте вывод, чему учит произведение.
  • Закройте глаза, положите голову на руки и послушайте следующие строки. «И тут мне пришло на ум, что хорошо бы сшить Гале новое платье. Мама материю купила, а сшить никак не соберется. Голова у меня пошла кругом. “Буду считать вслух,- решил я,- пока все эти идеи у меня сами не выскочат из головы”».
  • А теперь откройте глаза и напишите глазами имя героя. (Юрка).
  • Скажите, из какого он произведения и кто автор этого произведения? (В.К.Железников «Разноцветная история»).
  • Вспомните, как мы назвали Юрку? (Фантазёр).
  • Можно ли назвать фантазёром сегодняшнего героя? (Нет).
  • Почему? (Он чётко знает, чего хочет, и делает всё, чтобы воплотить свою мечту в жизнь).

VI. Обобщение и систематизация. Игра «Синквейн». (Открыть слайд № 9, приложение).

– Прочитайте задания, запишите ответы в тетрадь.

  • Найдите в тексте два существительных, которые можно отнести к главному герою.
  • Найдите в тексте два прилагательных, характеризующих мальчика.
  • Найдите в тексте два глагола, отражающих действия мальчика.
  • Закончи высказывание: «Я думаю, что мальчика можно назвать (кем?), потому что…»

VII. Контроль.

Дети зачитывают свои письменные работы.

VIII. Рефлексия.

– Вспомните цели урока, поставленные нами в начале занятия, и проанализируйте их.

IX. Домашнее задание. (Открыть слайд № 10, приложение).

Источник

Заброшенная дорога

Был ли в яви или только приснился мне этот странный мальчик, овеянный нежностью и печалью нездешности, как Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери? Я знаю, что он был, как было и булыжное шоссе, заросшее подорожником, лопухами, репейником, конским щавелем, чайной ромашкой; но даже если б этот мальчик принадлежал сну, он затронул мою душу неизмеримо сильнее многих других людей, чья грубая очевидность не вызывает сомнения.

Похожее:  Какие есть песни вопросы

Часто бывает, что чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом! Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный сыроватый ольшаник, примыкавший с севера к дачной ограде, сказочно богат грибами свинушками. Грибы стояли в лезвистой осоковатой траве не то что табунками — они сливались в сплошные изжелта-бурые поля. Маленькие подсвинки с белой подкладкой аккуратных круглых шляпок соседствовали с гигантами, похожими на вывернутые ветром зонтики, каждая воронка хранила каплю росной влаги. Я набивал свинушками рубаху, бегом относил их домой и возвращался в лес.

Помимо грибов, ольшаник кишмя кишел лягушками; не раз, протягивая руку к ножке гриба, я касался противно-холодного тела, мгновенно проскальзывающего под пальцами. Можно было подумать, что грибы и лягушки пребывают в некой таинственной связи, обеспечивающей им избыточное бытие.

Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился все разборчивее: меня уже не радовали большие, квелые грибы, я срывал лишь маленькие, резиново-твердые, затем уже среди них я стал выбирать самые ладные и чистенькие крепыши. Эти разборчивые поиски завели меня в глубь леса. Грибов вскоре стало куда меньше, затем они и вовсе исчезли, но я не жалел об этом, пресыщенный чрезмерностью удачи. Меня увлекло странствие по незнакомому лесу, менявшему свой облик по мере удаления от дачи. Низина сменилась возвышенностью, почва под ногами окрепла, и болотные травы уступили место папоротникам и хвощам. А затем сумеречный, веющий сыростью и прелью ольшаник и вовсе сошел; светло, молочно забелели березы, жемчужно заяснели осины, под ними шелково натянулась густая низкая трава, задымились столбы солнечного света, косо павшие на лес.

Я вытряхнул грибы из рубашки и надел ее на себя, безнадежно замаранную, приятно и остро пахучую от свинушек, и двинулся дальше. Радостно-тревожное чувство владело мною: я знал, что ушел не так уж далеко и все же куда сильнее оторвался от дома, чем если бы забрел в последнюю даль по знакомой, проторенной тропке. Загадочен был этот светлый, чистый березовый и осиновый лесок, выкроивший себе немалую площадь посреди ольшаника. Ведь ни березы, ни осины не имели выхода в простор. Я хорошо знал окрестность: и со стороны Дмитровского шоссе, и со стороны нашей дачи, и со стороны кочкастого болота, тянущегося за горизонт, лесные опушки были сплошь ольховые.

Чем дальше я шел, тем плотнее росли деревья, узкие прозоры между ними забил валежник, трава поднялась, стала в пол моего роста, а стройные, розовые, похожие на свечи цветы вознеслись куда выше моей головы, и все труднее пробираться вперед, и чуть посмерклось, потому что дымно-голубые столбы не могли пробиться сквозь теснотищу куп. И тут я набрел на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками в толстой черепаховой оправе, он полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые в просинь и розоватость лобастые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков. Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям, вколачивая самодельной трамбовкой булыжники в гнезда.

— Здравствуй, — сказал он, обернувшись и доброжелательно глядя на меня большими коричневыми глазами из-за круглых плоских стекол оконной прозрачности.

— Здравствуй, — отозвался я. — Зачем ты носишь очки? У тебя же простые стекла.

— От пыли. Когда ветрено, дорога пылит, а у меня конъюнктивит, — пояснил он с гордостью.

— А что это за дорога? Я никогда ее раньше не видел.

— Не знаю… Ты не хочешь мне помочь?

Я пожал плечами и, нагнувшись, выдрал куст чертополоха с темно-красными цветами и цепкими шипиками. Затем я потащил какое-то длинное растение с сухими темными коробочками семенников, будто наполненными ватой. Растение не поддавалось, вцепившись в землю длиннющими волосяно-тонкими корнями. Я изрезал ладони, пока наконец вырвал его из земли. Да, это была работка! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл разом угас.

— Слушай, а зачем тебе это нужно? — спросил я.

— Ты же видишь, дорога заросла. — Он говорил, стоя на коленях, и щепкой выковыривал из земли какой-то корень. — Надо ее расчистить.

— А зачем? — упорствовал я.

— Ну как же. — У него был вежливый, мягкий и терпеливый голос. — Цветы и травы своими корнями разрушают дорогу. Раньше булыжник лежал к булыжнику, а теперь видишь, какие щели.

— Я не о том. Зачем надо, чтобы она не разрушалась?

Он осторожно, за дужку, снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы, а припылившиеся стекла только мешали. Его не защищенные очками глаза оказались в еле приметном красном обводе, будто кто-то провел по векам тончайшей кисточкой. Видимо, это он и называл так звучно: «конъюнктивит».

— Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

— Ну и черт с ней! — сказал я раздраженно. — Она все равно никуда не ведет!

— Все дороги куда-нибудь ведут, — сказал он с кроткой убежденностью и, водворив очки назад, принялся за работу. — Посуди сам, разве стали бы ее строить, если б она никуда не вела?

— Но раз ее забросили, значит, она не нужна?

Он задумался, чуть перекосив худенькое лицо, и даже перестал выдергивать цветы и травинки. В его коричневых глазах появилась боль — так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

— Разве мы знаем, почему дорогу забросили. А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует ее расчистить? Кто-то идет мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать, — сказал он твердо. — Я обязательно ее расчищу.

— У тебя не хватит сил.

— У меня одного — нет. Но кто-то идет мне навстречу и, может быть, прошел уже пол пути…

— Далась тебе эта дорога!

— Дороги — это очень важно. Без дорог никто никогда не будет вместе.

Смутная догадка шевельнулась во мне:

— У тебя кто-нибудь уехал далеко?

Он не ответил и отвернулся.

— Я буду тебе помогать! — неожиданно для себя самого вскричал я.

— Спасибо! — сказал он искренне, но без излишней горячности. — Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно: пора домой.

— А где ты живешь?

— Там… — махнул он на чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы, спрятал очки в карман, в последний раз погрузил меня в доброту своих коричневых глаз и пошел прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.

На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. Непролазный, оплетенный долгими травами ольшаник в туманном выпоте, густых испарениях, оседавших влагой на коже, походил не то на джунгли, не то на дно схлынувшего моря. Ночью шел дождь, он дал могучий прирост всей жизни в природе: вытянулись, ярче зазеленели осоты; свинушки, будто я и не произвел вчера опустошения, так и перли из травы свежей прожелтью; в каждой лягушке скрывалась заколдованная принцесса — так были они величавы, исполнены надменности и нежелания посторониться.

Похожее:  Вопросы чтобы задуматься о любви

Я мчался сквозь ольшаник, сам мокрый с головы до пят, охваченный жгучим нетерпением и умиленный предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжном шоссе, — его вера уже стала моей верой. Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: все прямо и прямо сквозь ольшаник, березовый и осиновый редняк и другой березовый лесок, забитый буреломом, и там обнажится чистая полоска синеватого и розового булыжника.

…Я так и не нашел заброшенного шоссе. Все было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и валежник, и репьевые заросли, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика с коричневыми глазами. До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, с иссеченными травой и сушняком ногами, но все было тщетно…

Мне никогда уж не попадалось ни заброшенного шоссе, ни проселка, ни даже стежки, что нуждались бы в моем спасающем труде. Но с годами я по-иному понял наставление мальчика. В моем сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далеким, и к тем, о ком ни минуты нельзя забыть, и к почти забытым. Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту. Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох, и крапиву, и всю прочую нечисть, не давал сорнякам глушить, разрушать их, превращать в ничто. Но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение. Лишь одну, самую важную дорогу не дано мне было спасти, быть может, потому, что никто не шевельнулся мне навстречу.

Источник



Юрий Маркович Нагибин. Заброшенная дорога. Пересказ + цитаты из текста + анализ.

яяя6

В рассказе два героя- рассказчик, грибник, и мальчик.

В начале рассказа повествуется том, каким удачным выдался день для грибника: грибов было много. День начался с маленького чуда: «Грибы стояли в лезвистой осоковатой траве не то что табунками — они сливались в сплошные изжелта-бурые поля!»

«…чудеса находятся возле нас — протяни руку и возьми, а мы и не подозреваем об этом!» Героя увлекло путешествие по этому незнакомому лесу. Всё вызывало в нём восхищение и удивление.

Но главное чудо этого дня было впереди. Им стала встреча в лесу с мальчиком, который «полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе». Делал он это увлечённо, работал основательно: «Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям, вколачивая самодельной трамбовкой булыжники в гнезда».

Мужчину удивила эта работа мальчика здесь, в глухом лесу, далеко от дороги. Мальчик предложил помочь ему. Мужчина начал тоже полоть траву, но вскоре понял, какая это трудная работа, «недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах», пыл быстро угас.

Тогда мужчина решил спросить, а зачем нужно очищать дорогу, ведь по ней никто не ходит. Такой «несуразный» вопрос удивил мальчика, ведь «если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога». На замечание о том, что дорога всё равно никуда не ведёт, ребёнок ответил: «Все дороги куда-нибудь ведут».

Мужчина продолжал настаивать, говоря, что раз дорога заброшена, то она никому не нужна. Ответ ребёнка поразил: «Кто-то идет мне навстречу, и мы встретимся. Нельзя дорогам зарастать». «Без дорог никто никогда не будет вместе».

Мужчина решил помочь мальчику расчищать дорогу. Но так как уже было поздно, решили продолжить на другой день, и «перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель» пошёл домой.

На другое утро рассказчик пошёл помогать мальчику расчищать дорогу. Но сколько бы он ни икал не мог найти того места.

Лишь с годами мужчина понял истинный смысл слов мальчика о дороге.

«В моем сердце начиналось много дорог, ведущих к разным людям: и близким, и далеким, и к тем, о ком ни минуты нельзя забыть, и к почти забытым. Вот этим дорогам был я нужен, и я стал на вахту». И он честно стоял на вахте, шёл по дорогам к людям, к их сердцам, «не давал сорнякам глушить, разрушать» эти дороги.

Герой был уверен, что путь его был удачным только потому, что «всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение», то есть кто-кто шёл и к нему навстречу.

Комментарий.

Рассказ Ю.М. Нагибина «Заброшенная дорога» необычен. Это словно притча, своеобразное поучение, заставляющее задуматься о смысле жизни, о жизненном пути, о важности быть рядом с людьми, близкими и родными.

На первый взгляд, мальчик, герой рассказа, – реальный персонаж. Однако и сам рассказчик сомневается, наяву ли это было с ним, когда он встретил ребёнка, расчищающего дорогу в глухом лесу, или это был лишь сон. В любом случае встречу с мальчиком рассказчик считает чудом, ведь после неё он словно по-другому взглянул на жизнь и многое понял.

Так много дорог, ведущих к людям! Как важно, чтобы они не заросли бурьяном. А для этого нужно их постоянно «расчищать», идти по ним, не забывать о дорогих и близких. Кто знает, может, кто-то именно в данную минуту идёт навстречу, нужно понять это и тоже пойти.

Очень важен факт, что расчищает дорогу именно ребёнок, чья душа чиста, далека от того «мира взрослых» с его порой надуманными проблемами, отчуждением, заботой о мелочном, суетой, когда забываются нравственные ценности человеческой жизни. Не взрослые, а ребёнок преподаёт урок добра, показывает верный путь, по которому следует идти.

Дорога как символ единения людей, как путь к сердцам друг друга. Именно такова роль в данном произведении этого образа-символа.

Источник

Ю. М. Нагибин. Заброшенная дорога

Тот день начался с маленького чуда: оказалось, низинный, сыроватый ольшаник, примыкавший с севера к дачной ограде, сказочно богат грибами-свинушками. Грибы сливались в сплошные изжелта-бурые поля. Маленькие соседствовали с гигантами, похожими на вывернутые ветром зонтики. Я набивал свинушками рубаху, бегом относил их домой и возвращался в лес.

Как и всегда бывает во время счастливого грибного промысла, я становился всё разборчивее: меня уже не радовали большие грибы, я срывал лишь маленькие, резиново-твёрдые, эти разборчивые поиски завели меня в глубь леса. Грибов вскоре стало куда меньше, затем они и вовсе исчезли. Меня увлекло странствие по незнакомому лесу, менявшему свой облик по мере удаления от дачи. Низина сменилась возвышенностью, почва под ногами окрепла, ольшаник сошёл, светло, молочно забелели берёзы.

Я вытряхнул грибы из рубашки, надел её на себя и двинулся дальше.

Чем дальше я шёл, тем плотнее росли деревья, всё труднее было пробираться вперёд. И тут я набрёл на этого мальчика, и свершилось главное чудо дня.

Небольшой, худенький, с узким лицом, загороженным круглыми очками в толстой черепаховой оправе, он полол, словно огородную гряду, невесть откуда взявшееся тут густо заросшее булыжное шоссе. Он уже расчистил довольно широкую полосу, и там плотно, крепко круглились сероватые булыжники, а дальше шоссе терялось в густой поросли сорняков. Мальчик не только полол шоссе, он укреплял его по краям.

– Здравствуй, – сказал он, обернувшись и доброжелательно глядя на меня большими коричневыми глазами из-за круглых плоских стёкол оконной прозрачности.

– Здравствуй, – отозвался я. – Зачем ты носишь очки, у тебя же простые стёкла?

– От пыли. Когда ветрено, дорога пылит, а у меня конъюнктивит, – пояснил он с гордостью.

– А что это за дорога? Я никогда её раньше не видел.

– Не знаю… Ты не хочешь мне помочь?

Я пожал плечами и, нагнувшись, хотел выдрать какое-то длинное растение. Растение не поддавалось. Я изрезал ладони, пока наконец вырвал его из земли. Да, это была работка! Недаром же у очкастого мальчика руки были в кровяных ссадинах. Мой пыл разом угас.

Похожее:  Вопросы для ума и интеллекта

– Слушай, а зачем тебе это нужно? – спросил я.

– Ты же видишь, дорога заросла, – он говорил, стоя на коленях, и выкапывал из земли какой-то корень. – Надо её расчистить.

– А зачем? – упорствовал я.

– Ну как же. – У него был вежливый, мягкий и терпеливый голос. – Цветы и трава своими корнями разрушают дорогу. Раньше булыжник лежал к булыжнику, а теперь, видишь, какие щели!

– Я не о том. Зачем надо, чтобы она не разрушалась?

Он осторожно снял очки, ему хотелось получше рассмотреть человека, задающего такие несуразные вопросы.

– Если дорога разрушится, она исчезнет, и никто не узнает даже, что тут была дорога.

– Ну и чёрт с ней, – сказал я раздражённо. – Она всё равно никуда не ведёт!

– Все дороги куда-нибудь ведут, – сказал он с кроткой убеждённостью и принялся за дорогу. – Посуди сам, разве стали бы её строить, если б она никуда не вела?

– Но раз её забросили, значит, она не нужна!

Он задумался и даже перестал выдёргивать цветы и травинки, в его коричневых глазах появилась боль – так трудно вложить в чужую душу самые простые и очевидные истины!

– Разве мы знаем, почему дорогу забросили. А может быть, кто-то на другом конце тоже пробует её расчистить? Кто-то идёт мне навстречу, и мы встретимся, нельзя дорогам зарастать, – сказал он твёрдо. – Я обязательно её расчищу.

– У тебя не хватит сил.

– У меня одного – нет. Но кто-то идёт мне навстречу и, может быть, прошёл уже полпути…

– Далась тебе эта дорога!

– Дороги – это очень важно. Без доро?г никто никогда не будет вместе.

Смутная догадка шевельнулась во мне.

– У тебя кто-нибудь уехал далеко?

Он не ответил и отвернулся.

– Я буду тебе помогать! – неожиданно для себя самого вскричал я.

– Спасибо, – сказал он искренне, но без излишней горячности. – Приходи сюда завтра утром, сегодня уже поздно, пора домой.

– А где ты живёшь?

– Там. – махнул он на чащу, поднялся, вытер ладони пучком травы, спрятал очки в карман и пошёл прочь, перепачканный, усталый, тщедушный, непреклонный дорожный строитель, и вскоре скрылся за кустами жимолости.

На другой день ни свет ни заря я устремился в лес.

Я мчался сквозь ольшаник, охваченный жгучим нетерпением и умилённым предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжном шоссе, – его вера уже стала моей верой. Я был уверен, что без труда отыщу шоссе, ведь это так просто: всё прямо и прямо, сквозь ольшаник, в берёзовый лесок, и там обнажится чистая полоска синеватого и розового булыжника…

Я так и не нашёл заброшенного шоссе. Всё было похоже на вчерашнее: и деревья, и травы, и розовые свечи высоких цветов, но не было ни шоссе, ни мальчика с коричневыми глазами. До заката мыкался я по лесу, измученный, голодный, но всё было тщетно…

• 1. Раздели рассказ на три части по событиям. Какую из них можно озаглавить «Главное чудо дня»? Как различаются части по эмоциональному тону?

• 2. Найди и прочитай, как мальчик объясняет, зачем он расчищает заброшенную дорогу. Какое из его объяснений убедило автора?

• 3. Что ты можешь сказать о мальчике? Какой он? Чему у него можно поучиться? Можно ли его назвать мечтателем, фантазёром? А как относится к мальчику автор? Подтверди свой ответ строчками из рассказа.

• 4. «Мой пыл разом угас…» Как ты понимаешь это выражение? Скажи по-другому. «Далась тебе эта дорога…» А как об этом сказать иначе? «Ни свет ни заря». Подбери синоним. «До заката мыкался я по лесу…» – «До заката бродил я по лесу». Чем различаются эти выражения?

• 5. «Несуразный вопрос». Найди в словаре значение выделенного слова.

Источник

Отзыв о рассказе Нагибина «Заброшенная дорога»

Отзыв о рассказе Нагибина «Заброшенная дорога»Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Заброшенная дорога» — два мальчика. Один из них, от лица которого ведется рассказ, однажды обнаружил в зарослях ольшаника, растущего за оградой дачи, множество грибов под названием свинушки. Обрадованный, он принялся собирать их в рубашку и относить в дом.

С каждым походом в ольшаник мальчик все дальше отходил от дома, но, увлеченный сбором грибов, он не обращал на это внимания. Грибы попадались все реже, а потом ольшаник сменился березами и осинами. И мальчик решил посмотреть, как далеко тянется этот березовый лес.

В какой-то момент он наткнулся на мальчика в круглых очках. Этот мальчик занимался странным делом: он выдергивал траву на том месте, где когда-то проходила дорога из булыжника. Сейчас она совсем заросла, но мальчик в очках уже расчистил довольно широкую полосу.

Охотник за грибами спросил, что это за дорога? На это мальчик в очках сказал, что не знает, а потом попросил ему помочь. Собеседник начал было ему помогать, но быстро ободрал руки о колючие растения, которыми заросла дорога.

Тогда он спросил, зачем надо чистить эту дорогу? И мальчик в очках ответил, что все дороги куда-то ведут, и если эту дорогу не очистить, то люди забудут о ней. А еще он добавил, что возможно, кто-то с другой стороны тоже сейчас очищает эту дорогу и идет ему навстречу. Мальчик в очках был убежден, что дорогам нельзя давать зарастать.

Еще мальчик, расчищавший дорогу, говорил, что дороги важны, потому что они помогают встречаться людям. И тогда охотник за грибами понял, что у мальчика в очках кто-то из близких уехал далеко и решил ему помогать расчищать дорогу.

Но день уже подходил к концу, и они договорились встретиться на следующий день и продолжить работу по расчистке заброшенной дороги. Но на следующий день охотник за грибами не смог найти тот березовый лес, в котором проходила заброшенная дорога. Он исходил все окрестности, но кругом был только ольшаник.

С годами рассказчик понял то, о чем говорил ему мальчик в очках. В сердце каждого человека начинается много дорог, которые ведут к другим людям. И нельзя давать зарастать этим дорогам сорняками, их обязательно нужно расчищать. И успех в этом деле будет всегда обеспечен, если эту дорогу с другой стороны тоже будет кто-то чистить.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Нагибина «Заброшенная дорога» заключается в том, что люди не должны забывать тех, кто им близок. Воспоминания о близких людях – это дороги, которые ведут к ним. И эти дороги надо обязательно чистить от сорняков, чтобы встретиться с тем, кто нам дорог.

Рассказ Нагибина «Заброшенная дорога» учит помогать тем, кто делает доброе дело. Мальчик в очках расчищал заброшенную дорогу, чтобы ускорить встречу с близким человеком. И рассказчик понял, что обязательно должен помочь этому мальчику.

В рассказе мне понравился мальчик в очках, который понимал, что дороги важны для людей, потому что они помогают людям встретиться. И поэтому он так упорно расчищал старую заброшенную дорогу из булыжника. Человек, имеющий цель, проложит путь.

Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Заброшенная дорога»?

Всякому своя дорога.
Жизнь дана на добрые дела.
Хорошо быть в дороге, которую ты сам себе выбираешь.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Adblock
detector