В чем конкретная разница между понятиями quot компетентность quot и quot компетенция quot



Полная инструкция по оценке компетенций сотрудника

Выявление компетенций сотрудника является важным этапом при принятии решения о трудоустройстве соискателя на работу.

ТОП БЕСТСЕЛЛЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ

Прежде чем подбирать кандидатов на ту или иную должность, компании важно понимать, кого она ищет. А именно – важно знать, какими компетенциями, и какой мотивацией должен обладать данный человек для того, чтобы быть максимально результативным в рамках данной должности. Приняв на должность «хорошего» человека, не обладающего необходимыми навыками и знаниями, в последующем приведёт к высокой текучке кадров и неудовлетворительному выполнению задач.

Для того чтобы этого не произошло, давайте рассмотрим виды компетенций, способы их выявления, их уровень развития, профили компетенций и варианты составления матрицы компетенций.

Содержание

1. Какими компетенциями и какой мотивацией должен обладать сотрудник для того, чтобы быть максимально результативным в рамках своей должности.

Давайте посмотрим на составляющие, которые обеспечивают результативность сотрудников. Для удобства, представлю составляющие в виде схемы ниже.

Кандидат/Сотрудник

Мотивация =

Давайте дадим четкое определение каждому понятию:

Мотивация – это личностные качества, мотивационные установки, которые определяют отношение кандидата к работе на данной должности и в данной компании. Грубо говоря, это то, что движет человеком работать в данной должности. Мотиваторы могут быть материальные, личностные, карьерные, профессиональные и другие.

Допустим, если человек сообщает о том, что рассчитывает на определенный доход (или повышение заработной платы) и/или на карьерный рост, компания должна понимать, а сможет ли она при благоприятных обстоятельствах обеспечить для сотрудника данные запросы.

Или другой пример, сотрудник сообщает о необходимости личностного развития, профессионального роста, получения новых знаний, обучение в другом направлении – соответственно есть ли тренинги в компании, которые могут обеспечить удовлетворение желаний работника.

Так же важно выявлять мотивацию к самим функциональным обязанностям, интересно ли человеку работать в данной области, что его мотивирует на это, что ему нравится (не нравится), плюсы/минусы деятельности и другое.

Компетенции – это качества, задатки кандидата, на основе которых формируются навыки и знания. Низкий уровень развития компетенций или их отсутствие значительно уменьшает возможность развития навыков и получения необходимых знаний.

Компетенции бывают врожденные и приобретенные, развитие и коррекция некоторых компетенций невозможно, но об этом чуть ниже.

Благодаря наличию этих самых качеств оценивается возможность сотрудника к совершенствованию в свой должности, от их количества зависит скорость и глубина развития.

Знания – совокупный объем информации, необходимый сотруднику для работы на данной позиции. Что знает сотрудник, насколько он погружен в проблему, ситуацию, деятельность, чем занимался, как это происходило, что помогало, что не знает. Какие проходил обучения, какое образование, какие успехи на предыдущих местах работы или какие успехи за предыдущие года.

Источник

В чем конкретная разница между понятиями "компетентность" и "компетенция"?

Можно ли обладать компетенцией и не обладать компетентностью и наоборот? Можно ли назвать компетенцию одной из граней компетентности и наоборот? Не нарушена ли логическая связь в этих вопросах? Перечитав множество определений в разных источниках так и не нашел истины, но сильно запутался. Можно ли объяснить на конкретном примере?

Автор вопроса считает этот ответ лучшим

Компетенция — конкретные знания и навыки (в большей степени навыки, т.е. умение что-то делать «руками», а не просто поговорить об этом) в какой-то довольно узкой области.

Компетентность — обширная совокупность компетенций, неоднократно проверенных практикой и жизненным опытом человека.

Пример: человек обладает рядом компетенций в области поварского дела — т.е. здорово умеет готовить какие-то определенные блюда. Но если ему задать вопрос о точном химическом составе каждого ингредиента каждого его блюда, то он, если будет честен (и если он не выпускник какого-нибудь супер-пупер-учреждения, готовящего поваров), ответит: «К сожалению, это вне пределов моей компетентности» или «Я не в такой степени компетентен в области пищевой химии».

Сейчас два этих слова — «компетентность» и «компетенция» часто путают, возможно, из-за того, что звучат очень похоже. И часто можно услышать, что человек говорит «Я не имею компетенций, чтобы говорить об этом», тогда как правильно было бы: «Я недостаточно компетентен в этом».

Похожее:  Уточняющие члены предложения правила написания и примеры обособления

Иногда под словом «компетенция» подразумевают не только конкретные знания и навыки, но еще и право принимать решения. В русском языке этот момент замечательно передается в выражении «сотрудник компетентных органов».

Еще слово «компетенция» активно используется в теории менеджмента / организационной психологии, там, где говорится об обучении и развитии персонала организаций. Есть модель компетенций, шкала компетенций, компетенции корпоративные, управленческие, профессиональные, личные и т.п. Эйчар-специалисты (HR-специалисты) с большим пиететом относятся к теме компетенций, потому что использование методик на базе корпоративной модели компетенций значительно облегчает их работу.

Источник

Чем отличается компетентность от компетенции? Компетентность и компетенция: отличия в образовании

Можно услышать такие слова, как «компетентность» и «компетенция». Отличия между их смыслом большинству рядовых граждан непонятны. В рамках данной статьи будут разобраны эти понятия, чтобы в будущем они не вызывали вопросов. Для примера также будет рассмотрена сфера образования.

Общая информация

Проблема дефиниций заключается в их множестве и общепринятого толкования терминов. Поэтому в рамках статьи будут рассмотрены различные формулировки, которые были высказаны многочисленными научными кадрами. Причем можно выделить два основных подхода: отожествления и дифференциации. Всё это имеет свои особенности, которые мы с вами в дальнейшем и рассмотрим.

О терминах

Так что такое компетентность и компетенция? Отличия между ними понять поможет приведение нескольких определений. Итак, компетентность это:

  1. Качество человека, который обладает всесторонними знаниями в определённой области. Благодаря этому его мнение является веским и авторитетным.
  2. Способность к осуществлению жизненного, реального действия. При этом квалификационная характеристика человека в данный момент свершения позволяет превращать ресурс в продукт.
  3. Потенциальная готовность браться за решение задач, приступая к ним со знанием дела. При этом у человека должны быть все необходимые знания и умения. Кроме этого, необходимо разбираться в существе рассматриваемой проблемы. Для поддержания квалификационного уровня необходимо постоянно обновлять знания и владеть новой информацией, чтобы применять их во всех возможных условиях.
  4. Обладание определёнными опытом и знаниями, которые позволят принимать правильные решения.

А что же собой представляет компетенция? Под нею понимают:

  1. Знания, опыт, умения и подготовленность к их использованию.
  2. Круг вопросов, в которых конкретный индивид может похвастаться хорошей осведомлённостью.
  3. Совокупность проблем, относительно которых человек обладает широкими познаниями и опытом решения.

Вот чем являются компетентность и компетенция. Различия между ними не чрезмерно существенные, тем не менее, существуют.

Использование терминов

Их можно встретить, как правило, при совершении психолого-педагогической деятельности, или в литературе, которая описывает эту деятельность. Говоря про то, чем являются компетенция и компетентность, отличия в образовании данных понятий отыскивая, невозможно не упомянуть и то, что даже среди ученых нет единства относительно этого вопроса. И разбор этих понятий и ситуаций использования подкрепляется весьма существенным количеством исследований, которые были проведены разными людьми. Так, для решения возникших противоречий предлагалось введение единственного правильного термина, чтобы избежать негативных эффектов, но пока консенсуса достичь не удалось.

О компетенции и компетентности в общих чертах

Если данных ранее понятий мало, то может быть рассмотрена более детально компетентность и компетенция. Отличия в педагогике заключаются в следующем:

  1. К компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. Особенный акцент делается на то, что в основе находится знание, а также умение его использовать. Общую картину дополняет психологическая готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различного спектра проблем. При этом действия осуществляются с оглядкой на определённые морально-этические установки и качества личности. В чем же тогда на практике заключается отличие компетенции от компетентности? Давайте разберём и это.
  2. Под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. При этом это базируется на интеллектуальных и профессиональных характеристиках человека. В основе компетентности положена интегрированная модель, которая включает четыре уровня развития: знания (и их организация); умения (и их использование); интеллектуально-творческий потенциал человека; эмоционально-нравственные отношения с миром. Последнее часто вызывает споры, поэтому информацию необходимо дополнить. Так, под этим понимают ещё и эмоциональный интеллект – то есть, способность самостоятельно дисциплинироваться и самомотивироваться. Кроме этого, в это понятие включена и устойчивость к разочарованиям. Неотъемлемой частью здесь является контроль над эмоциональными вспышками и умение отказаться от удовольствия. Полезными также являются навыки регулирования настроения.
Похожее:  Прикольные вопросы для инстаграма сторис

Про компетенцию

Под этим термином понимают готовность личности к определённой деятельности. Причем это базируется на существующих знаниях и опыте. Они же приобретаются благодаря обучению. Следует учитывать, что эти качества личности являются взаимосвязанными. Это позволяет нам говорить о том, что компетенция — готовность человека мобилизовать свои знания, умения и внешние ресурсы, чтобы эффективно действовать в определённых жизненных ситуациях. То есть, это всё имеется в «готовом виде» и необходимо просто собрать причудливый механизм знаний и умений в момент реализации чего-то.

Про компетентность

Под этим понимают способность, которая постепенно возникает, когда личность осваивает социальный опыт. Причем включает компетентность в себя не только лишь знания и операционно-технологическую составляющую, но и социальную, мотивационную, эстетическую и поведенческую.

Подметил, что статья пишется похожими словами? Не волнуйся, читатель! Как уже ранее писалось, такая особенность данной статьи, в которой рассматриваются компетенция и компетентность. Отличия разных авторов хотя и существуют, но они незначительные. Каждое отдельное суждение предоставляет свой интерес. А чтобы оно не терялось, приходится приводить информацию полностью.

Итак, возвращаемся к теме статьи. Компетентность является результатом образования. Также она предусматривает наличие определённого набора компетенций. В это понятие входит и личностное отношение человека к предмету своей деятельности. Следует напомнить, что исследованием этих терминов занимались многие ученые Привести все их наработки в рамках данной статьи не представляется возможным. Но несколько наиболее интересных моментов, толкований всё же следует выделить.

Источник

Что это такое – интервью по компетенциям и пример предполагаемых вопросов

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефону прямо сейчас, это быстро и бесплатно (просто кликните для звонка):

Список технологий, используемых при подборе кадров, постоянно пополняется.

Все чаще HR-менеджеры используют для эффективной оценки претендента интервью по компетенциям.

В отличии от других видов собеседований, оно позволяет выявить реальные знания кандидата, оценить его практические профессиональные навыки и личностные характеристики.

Что такое интервью по компетенциям?

Интервью по компетенциям — это основы бихевиориального консультирования, которые были заложены в начале ХХ века отцами-основателями бихевиоризма Джоном Бродесом Уотсоном, Берресом Фредериком Скиннером и их последователями Эдвардом Чейсом Толменом, Кларком Леонардом Халлом.

В HR-менеджменте, с начала «нулевых» годов, основные концепты этих психологов были адаптированы для проведения результативных собеседований с кандидатами. Методику параллельно разрабатывали в разных странах, поэтому существует несколько ее названий.

В США метод известен как behavioral intervie (бихевиористское или бихевиориальное интервью), в европейских странах принято английское название competency assessment (оценка компетентности). В отечественной практике используют определения: поведенческое, критериальное собеседование, интервью по компетенциям, интервью по поведенческим индикаторам.

В основе структурированного интервью по компетенциям лежат два постулата:

    оценке подвергается поведение, реальные действия в определенных обстоятельствах, принятые решения. В ходе беседы акцент делается на поведенческих реакциях в ситуациях связанных с профессиональной деятельностью.

Интервьюер описывает конкретную ситуацию, ставит перед кандидатом задачу, спрашивает о его действиях и результате, полученном в прошлом на практике.

Источник

Компетенция и компетентность: от теории к практике

Что значит компетентность и чем она отличается от компетенции знает не каждый специалист. Понятие «компетентности» включает в себя образование, умения, навыки и опыт работы сотрудника. Другими словами, его способность выполнять конкретный вид работы.

По сути, компетентность и компетенция — схожие термины. Под первым подразумевают совокупность знаний, их наличие у человека. А под вторым — умение использовать эти знания в ходе трудовой деятельности.

Существует несколько других подходов к определению компетенций:

  1. Американский подход: рассматривает компетенции как модель поведения работника. Сотрудник демонстрирует высокие результаты, если у него есть нужные навыки и знания.
  2. Европейский подход: рассматривает компетенции как описание рабочих задач и ожидаемых результатов работы. То есть способность действовать в соответствии с принятыми стандартами.
Похожее:  В Telegram появятся анимированные смайлики но не из ICQ

Важно! Для должного выполнения функций работник обязан знать понятие компетенции и компетентности, осознавать, в каком направлении двигаться, чтобы всесторонне развиваться и расти в профессиональном плане. Ваша задача — объяснить разницу.

Читать книгу 2.1. Понятие компетенции. В процессе накопления опыта измерения, оценки работников теоретики и практики менеджмента персонала пришли к выводу, что высокая квалификация, солидный опыт и высокий интеллект не всегда являются гарантами эффективности человека в работе. На основе результатов анализа резюме, рекомендаций, собеседования, тестирования, мы можем с вероятностью в 50% прогнозировать его успешность или неуспешность…

Какие виды профессиональной компетентности существуют

В практике работы HR принято дифференцировать общее понятие профессиональной компетентности на отдельные виды.

Виды профессиональной компетентности:

  1. Специальная компетентность. Владение объемом знаний, достаточным для осуществления профессиональной деятельности на должном уровне. Кроме того, к данному виду относится способность работника к адекватной оценке собственного профессионального уровня и умение проектировать свое развитие как специалиста.
  2. Социальная компетентность. Уровень социальной компетентности определяет умение работника эффективно выстраивать отношения с коллегами, планировать совместные действия. Навыки эффективной коммуникации, соблюдение корпоративной культуры и ответственность за результаты труда, — все это входит в понятие социальной компетентности.
  3. Индивидуальная компетентность. Умение рационально организовать труд, тайм-менеджмент, стремление к личностному росту, — основные компоненты индивидуальной компетентности. Работники с высоким уровнем индивидуальной компетентности менее подвержены эмоциональному выгоранию, способны работать в условиях цейтнота.

Новый руководитель — хороший управленец, но неуверенный профессионал

Ольга Чистова,заместитель генерального директора по развитию, компании «Мишель».

Сотрудники указывают начальнику, что он некомпетентен? Пусть он требует объяснений, поручит подчиненным сделать лучше

Принцип такой: если считаете, что руководитель не разбирается в профессиональных вопросах, а потому некомпетентен, то проявите собственную компетентность, найдите решение для сложной задачи. В таком случае заметьте: управленец имеет право установить срок, в течение которого сотрудник должен представить решение. Только предостерегите от того, чтобы такой ход использовался как возмездие. Чтобы не «убить» креатив по принципу «инициатива карается исполнением», пусть руководитель поддерживает подчиненного морально или материально, помогает найти решение.

Как происходит формирование компетентности?

Первый этап формирования компетентности специалиста — получение профильного образования.

В дальнейшем полученные на практике знания и умения дополняют исходный уровень компетентности.

Уровни компетентности:

  1. Специальное образование.
  2. Приобретение практических знаний и навыков. , обучение, прохождение специальных курсов и тренингов.
  3. Приобретение профессионального опыта.
  4. Достижение профессионализма в своей сфере.

Формирование профессиональной компетентности — процесс постепенный и непрерывный. По мере накопления опыта, приобретения новых знаний и навыков совершенствуется компетентность работника. В начале этот процесс модерируется педагогами, далее — наставниками, HR-менеджерами и руководством. Успешность процесса во многом обусловлена личностью самого сотрудника.

Читайте также


    Чем поможет: узнать, какие компетенции надо развивать, на чем делать упор, чтобы соответствовать ожиданиям работодателя.

    Чем поможет: разработать форму для оценки компетентности руководителей.

Как осуществляется оценка компетентности?

Оценка компетентности сотрудников представляет собой систему, в которой обязательно есть следующие компоненты:

  • уровень квалификации сотрудника (для оценки используются эталонные характеристики);
  • производительность труда и качество работы;
  • соответствие личностных характеристик профилю компании;
  • наличие дополнительных навыков и умений;
  • стремление к личностному росту и профессиональному развитию.
  • систематической (т.е. проводится регулярно);
  • независимой;
  • целенаправленной;
  • прозрачной (т.е. критерии оценки должны быть понятны сотрудникам).

Алгоритм проведения оценки компетентности:

    . На этом шаге важно четко прописать виды компетенций, обязательные для должности.
  1. Определите периодичность проверки. Она зависит от специфики организации и текучести кадров.
  2. Разработайте тесты для каждой должности на основе эталона.
  3. Утвердите порядок тестирования или проведения экзамена.
  4. Проведите тестирование или экзамен.
  5. Сделайте анализ полученных данных и систематизируйте их.
  6. Вынесите решение по результатам оценки: направление на повышение квалификации, перевод на другую должность, увольнение.
  7. Сделайте итоговый анализ эффективности оценки компетентности и работы компании за отчетный период.

Высокая профессиональная компетентность — это не только уровень образования, но и практические навыки, опыт и личные качества сотрудника. Формирование компетентности — процесс поэтапный и непрерывный. Он начинается в учебном заведении и продолжается по месту работы под руководством HR-менеджера. Для оценки компетентности используйте эталонный профиль должности.

Источник