Типы вопросов в глубинном интервью
Первый тип характеризуется тем, что интервьюер задает вопросы так, как они записаны, и в том порядке, в каком они записаны.
В интервью с неточной формулировкойвопросы формулируются по усмотрению интервьюера, который приспосабливает их к каждому респонденту в зависимости от хода беседы. Вместо вопросников в интервью этого типа часто используется перечень информации, которую надо получить от каждого респондента.
Вопросы, подготовленные заранее, и вопросы, заданные по ходу интервью
Здесь противопоставляются вопросы, заранее продуманные исследователем,
и те вопросы, которые задаются непосредственно в интервью в виде оперативной реакции на высказывания респондента.
В большинстве интервью имеют место как те, так и другие вопросы, но их удельные веса могут существенно различаться. Могут проводиться интервью, которые вообще не содержат заранее продуманных вопросов.
Вместе с тем оперативный (без продуманного заранее плана) режим ведения интервью может приводить к утрате стратегического плана, «размениванию» на мелкие, не связанные между собой темы. Слишком активное оперативное реагирование «размельчает» интервью, способствуя раздроблению крупных тем на более мелкие.
Общий и частный вопросы
Данные термины отражают различия в логических объемах вопросов: на одном полюсе вопрос предельно большого, а на другом – предельно малого логического объема. При получении информации по одной и той же теме интервьюер имеет возможность выбора: задать один общий или большое количество частных вопросов. Общий вопрос, задаваемый респонденту, может по логическому объему и по формулировке совпадать с программным вопросом исследования.
Общий вопрос по сравнению с частными обладает двумя важными методическими преимуществами.
Во-первых , он может быть использован для получения информации, которая с большей вероятностью будет искажена при использовании частных вопросов. Причины этих искажений заключаются в следующем:
а) список частных вопросов может включать в себя такие вопросы, в которых респондент не компетентен, над которыми он не думал; практика показывает, однако, что если такой вопрос задан, то респондент чаще всего как-то на него отвечает, фантазируя и импровизируя на ходу;
б) список частных вопросов может не предусматривать важных и релевантных тем, которые имеются в сознании респондента, но отсутствуют в сознании интервьюера; задавая частные вопросы и жестко контролируя ответы, интервьюер не получит важной для него информации и останется «при своем»;
в) при ответе на общие вопросы респонденты практически всегда расставляют ранги значимости освещаемых ими тем; эти ранги значимости искажаются, смещаются либо вовсе исчезают при ответе на частные вопросы.
Второе преимущество общих вопросов, на которое указывает Р. Горден и с которым согласуются и собственные наблюдения автора данной книги, заключается в том, что общие вопросы обладают для респондента мотивирующим эффектом, облегчая установление и поддержание контакта в ходе интервью. Источник этой мотивирующей силы заключается, по-видимому, в том, что, отвечая на общий вопрос, респондент воспринимает ситуацию как более осмысленную, в большей степени позволяющую ему проявить свой ум, знания, квалификацию.
Третье преимущество общих вопросов состоит в том, что они могут задаваться в условиях очень низкой информированности исследователя о предмете исследования. Данное свойство особенно важно на первых (разведывательных) этапах исследования.
Наличие перечисленных выше достоинств общих вопросов не означает, тем не менее, что частные вопросы не имеют своих преимуществ и своей зоны применимости.
Если в интервью требуется получить конкретные факты и мнения, а не общие представления респондента о предмете, то частный вопрос является более подходящим.
Иногда для дополнительного расширения объема вопроса интервьюер может использовать вопросы с неправильным грамматическим построением (двусмысленные, неоднозначные по смыслу и т. п.).
Хороший пример использования данного приема содержится в фантастической повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике», где главный герой, нарочито используя плохое знание чужого языка, задает двусмысленный вопрос и получает в ответ важную для него информацию. Коломбо также играл на похожей методике, подключая вербальные\невербальные
Неструктурированный вопрос
Полуструктурированный вопрос
Структурированный вопрос
Р. Мертон, М. Фиске и П. Кендалл в книге «Фокусированное интервью» дают разноуровневую трактовку термину «полуструктурированный вопрос».
«1. Неструктурированный вопрос (свободный в отношении и стимула, и реакции):
– Что произвело на Вас наибольшее впечатление в фильме?
Такой тип вопроса направлен на то, чтобы интервьюируемый сам определил фокус своего внимания, причем он может сделать это сразу в двух аспектах:
а) он может говорить о любом фрагменте кинофильма или обо всем фильме в целом;
б) он может сообщить о любом типе своей реакции, включая любые эмоциональные переживания, почерпнутые из фильма интересные сведения и т. п.
Все это подходит под предельно широкое выражение «что произвело наибольшее впечатление».
2. Полуструктурированный вопрос. Этот тип вопроса имеет два подтипа:
А: Структурированный по ответу, свободный по стимулу, например:
– Что Вы узнали из фильма, чего не знали раньше?
Как и в предыдущем вопросе респондент может выбрать для ответа любой фрагмент фильма, однако из всей совокупности своих впечатлений он должен вычленить только элементы нового знания, полученные в результате просмотра.
Б: Структурированный по стимулу, свободный по ответу:
– Каковы Ваши впечатления по поводу той части, где рассказывается об увольнении Джо из армии как психоневротика?
В противоположность предыдущему, в данном вопросе точно указан эпизод фильма, который является предметом рассмотрения, но зато общее слово «впечатление» позволяет респонденту выбрать, о каком именно аспекте своих впечатлений ему следует сообщить.
Источник
Структурированное интервью
Структурированное интервью является наиболее популярным среди специалистов по подбору персонала. Востребованность этого вида интервью обусловлена тем, что ответы кандидатов можно сравнивать между собой, чего нельзя сделать по результатам многих других интервью. К примеру, неструктурированное интервью отличается от структурированного тем, что рекрутер не готовится заранее, не использует установленный образец и задает вопросы, которые возникают по ходу беседы. В неструктурированном интервью вопросы задаются по резюме, а в структурированном вопросы задаются по заранее намеченным темам, независимо от того, есть нужные данные в резюме или нет. Четкая и последовательная структура интервью состоит из самостоятельных блоков-тем и имеет обособленный предмет беседы.
Если рекрутер проводит интервью, руководствуясь тем, что написано в резюме, то, как правило, он остаётся в рамках, которые предложены соискателем. С другой стороны, заранее продуманные и структурированные вопросы выводят собеседников за пределы областей деятельности, освещенных в резюме. Тем не менее, структурированное резюме задает четкое направление беседы, не позволяет слишком отклоняться от темы и целей встречи.
Вывод:
Структурированное интервью – это отборочное собеседование, которое проводится с претендентом на вакантную должность по заранее разработанным вопросам, систематизированным по тематическим блокам, с целью получить данные о его профессиональной деятельности и их сравнить с данными других претендентов, участвующих в конкурсе.
Структура такого интервью представляет собой перечень последовательных разделов с вопросами.
К примеру:
- профессиональные компетенции;
- управленческие навыки и опыт;
- опыт работы в проектах, их результаты;
- мотивация работать в предлагаемой должности;
- цели и ожидаемые перспективы.
Полученные ответы сопоставляются с требуемыми характеристиками в профессиональном профиле и оцениваются по принципу наилучшего совпадения. Те кандидаты, которые обладают требуемыми навыками и опытом, чья мотивация выполнять именно предлагаемые задачи выше, чем у других кандидатов, считаются наиболее успешными конкурентами на вакантную должность.
Отличительные особенности структурированного интервью заключаются в следующем:
- интервью состоит из нескольких тематических блоков, которые необходимо раскрыть;
- вопросы готовятся заранее и задаются в четкой последовательности;
- одни и те же вопросы задаются всем кандидатам на должность, чтобы можно было сравнить их ответы и сделать выбор;
- нацелено на выявление информации в разных областях деятельности соискателя;
- составляются и задаются вопросы открытого типа, предполагающие развернутые ответы;
- ответы на вопросы фиксируются во время проведения интервью, а не после, по памяти рекрутера;
- темы для вопросов выбираются в зависимости от позиции, должностных обязанностей и уровня ответственности;
- по итогам такого интервью рекрутер получает фактические данные о соискателе и сравнивает их с ответами других претендентов.
Структура и вопросы интервью
Какие вопросы задавать на структурированном интервью?
Тематические блоки могут включать не только вопросы о карьерном пути, профессиональном развитии, но и, например, о мотивационных установках соискателя, его амбициях и прочих факторах, влияющих на качество исполнения работы. Темы, по которым нужно составить блоки вопросов, выбирает рекрутер в зависимости от должностных задач, особенностей корпоративной культуры и требований профессионального профиля.
Эти тематические блоки, конечно, формируются еще и в зависимости от того, на какую позицию выбирается кандидат. Если речь идет о молодом специалисте, у которого небольшой опыт работы, то уместно будет составить интервью, включая начало карьеры, выяснить мотивацию на работу в данной профессиональной области, оценить знания, потенциал и возможности соискателя (см. Таблица 6). Если речь идет о зрелом специалисте, среднего возраста, с внушительным опытом, то, скорее всего, нет смысла спрашивать его об учебе, образовании, когда-то полученных навыках, так как этот соискатель уже сформировался как профессионал и как личность.
Для подбора специалиста такого уровня целесообразно составлять структурированное интервью с вопросами о решении конкретных рабочих задач, о достигнутых результатах на предыдущих должностях, о профессиональных компетенциях. В том случае, если речь идет о подборе руководителя высшего звена, то тематические блоки могут включать вопросы о достижениях на предыдущем месте работы, о том, какие решения принимал руководитель, чтобы увеличить прибыль компании, повысить производительность, и вопросы, выявляющие его управленческие компетенции.
В каждом отдельном случае структурировать интервью по блокам нужно с учетом следующих факторов:
- — какова позиция должности в системе управления компанией (дает понять, какого масштаба вопросы задавать, а какие не следует. Если интервью проходит руководитель высшего звена, то не нужно просить его рассказать что-нибудь о себе или рассказать немного о себе, как это часто делают рекрутеры);
- — какое направление бизнеса, который ведет компания (определяет, на какие темы говорить с соискателем на интервью. Если перед рекрутером бухгалтер, то не нужно спрашивать его о предыдущем опыте работы нянечкой);
- — какие требования профессионального профиля (устанавливают, какие компетенции или опыт нужно выявить на интервью. Если интервью проходит кандидат на должность сотрудника кол-центра, то не нужно спрашивать о навыках презентации и работы в PowerPoint);
- — каковы отношения в субординации (составляются вопросы на выявление личностных характеристик соискателя как подчиненного или как руководителя. Не следует в этом случае задавать прямые вопросы типа: «Как у Вас складывались отношения с подчиненными и руководителями», так как будет получен социально желаемый ответ. В таких случаях лучше использовать проективные методики);
- — материальные возможности компании (выясняется мотивация соискателя на материальные и нематериальные блага. Способность кандидатов оценить свои навыки и назвать точный размер желаемого ежемесячного или годового вознаграждения расценивается как плюс. Но иногда компании не готовы предложить запрашиваемое вознаграждение, поэтому следует этот вопрос решать на первых интервью);
- — особенности культуры компании и требования к организационному поведению сотрудников (выявляется способность соискателя адаптироваться к новым рабочим условиям, принимать и исполнять правила организационного поведения, которые приняты в коллективе).
Таблица 6. Вопросы в структурированном интервью на позицию специалиста с небольшим опытом
Как Вы выбрали профессию и ВУЗ/колледж, в котором получили образование?
Был ли выбор самостоятельным или по настоянию родителей. Если по настоянию родителей, то, как правило, такие соискатели проходили обучение «через силу», уровень их подготовки, профессиональных знаний, может быть низким и низкая мотивация работать по профессии
Какие занятия из учебного курса Вам давались лучше остальных?
Выявляются направления профессиональной деятельности, которые знакомы соискателю в теории больше всего, в каких из них он лучше ориентируется, имеет больше знаний
Какие из приобретенных знаний в ВУЗе/на курсах повышения квалификации/ Вы используете на практике?
Выявляется совпадение полученного образования с выполняемой работой. Практическое закрепление профессиональных знаний. Приобретение соответствующих навыков
Вы хотели раньше или хотите в ближайшее время получить другую профессию, или повысить квалификацию?
Уточняющий вопрос
В какой профессиональной области Вы хотели бы учиться?
Удовлетворенность/неудовлетворенность профессией, своей деятельностью, мотивация на профессиональное развитие и обучение или стремление изменить профессию.
Выявляется профессиональная область, интересующая соискателя. Совпадение желаний, целей соискателя с тем, что он делает сейчас
Какие функциональные задачи Вы выполняли на предыдущем месте работы?
Выявляется умение последовательно выдавать информацию, по тому, насколько системно соискатель будет перечислять свои должностные обязанности. Выявляется действительный набор профессиональных навыков.
Какие из перечисленных задач удавались Вам лучше всего, а какие хуже?
Выявляется отношение соискателя к рабочим задачам. К каким из них у него есть личный интерес, увлеченность. Умение объективно оценивать свои профессиональные навыки и способности. Самокритичность/удовлетворенность трудом.
Как Вы поступали, если не могли справиться с какой-то задачей?
Выявляется степень самостоятельности в работе или стремление переложить свои обязанности на других. Рациональное/неадекватное отношение к обращению за помощью к коллегам. Стремление решить проблему, во что бы то не стало (стремление к положительному результату) или желание отложить сложную задачу на потом, избежать проблему, продвинуть выполненную работу, какого бы она ни была качества.
По каким критериям оценивались результаты Вашей работы?
Определяется отношение соискателя к справедливости/несправедливости оценки его работы со стороны руководителей. Выявляются «болевые точки» в оценке его работы. Потенциальные причины увольнения с предыдущего места. Способность объективно оценивать недостатки в собственной работе.
Какие задачи должности ….. интересны Вам в большей степени?
Выявляется понимание соискателя той должности, которая ему предлагается. Перечисление задач, которые интересны и нравятся, показывает, какую работу ожидает соискатель.
Какую рутинную работу Вы готовы выполнять?
Определяется понимание соискателя рутинной работы. Выявляется способность делать неинтересную работу. Проявляется интерес к работе вообще, чувство ответственности за вверенные обязанности, несмотря на их характер и содержание.
Какие условия на предыдущем месте работы Вам нравились и какие Вас не устраивали, раздражали, создавали дискомфорт?
Выявляется значение рабочей обстановки, обустройства офиса, организации рабочего пространства, рабочего графика, социальных льгот и прочих условий для соискателя. Соответствие его ожиданий новому рабочему окружению, способность быстро к нему привыкнуть.
Какие Ваши идеи, предложения или разработки не были реализованы на прошлой работе?
Раскрывается инициативность соискателя. Желание делать больше, чем входит в его обязанности. Профессиональная самореализация/ неудовлетворенность своим трудом. Потенциал, который можно использовать на новом рабочем месте или его отсутствие.
Какой принцип начисления заработной платы был на предыдущем месте и что в нем Вас устраивало, а что нет?
Выявляется схема оплаты, которая является для соискателя стимулирующей. К примеру, готов ли соискатель получать часть оплаты по результатам труда или его больше устраивает гарантированный размер ежемесячного вознаграждения независимо от объема выполняемой работы.
Какие дополнительные формы поощрения использовались на предыдущих местах работы и какие из них были наиболее приемлемыми для Вас?
Частично выявляется причина увольнения, частично – удовлетворенность формой поощрения. Выявляется значение нематериальной мотивации для соискателя.
Какие задачи стоят перед Вами в настоящее время вне работы?
Определяется основной стимул, побуждающий работать (ребенок, ипотека, стремление приобрести имущество, необходимость выплачивать кредит и т.п.).
Какие ситуации в предыдущей компании вынуждали Вас не выходить на работу?
Выявляются установки соискателя, его предрасположенность к определенному поведению в определенной ситуации. Какие потребности соискатель будет удовлетворять в первую очередь в критической ситуации, свои или компании.
Какой размер оплаты Вы ожидаете после уплаты налогов (net)?
Выявляется реальная потребность соискателя в денежных средствах. Адекватность оценки своей профессиональной стоимости на рынке. Соответствие возможному предложению компании о размере ежемесячного вознаграждения.
Читайте подробнее в книге «Практика эффективного рекрутмента» — 2013 г.
Источник
Стимулирование готовности респондентов отвечать
Респондентов можно убедить поделиться информацией, которую они первоначально не готовы дать, с помощью следующих методов [15].
1.Помещать вопросы, затрагивающих чувства респондента, в конце опроса. Дойдя до них, респондент уже не будет ощущать первоначального недоверия, установится взаимопонимание с интервьюером, определятся цели проекта, и опрашиваемый согласится предоставить информацию.
2.Начните опрос с утверждения о том, что рассматриваемое поведение .очень распространено. Например, перед вопросом о задолженности по кредитной карточке скажите: «Последние исследования показали, что большинство граждан имеют долги». Эту методику, называемую контрсмещением, иллюстрирует следующий пример.
ПРИМЕР. Общественное или частное
Недавнее исследование, проведенное Roper Organization для U.S. News&World Report, посвящалось проблеме публичного освещения личной жизни кандидатов на политические посты и простых людей. Перед вопросом была следующая фраза: «Черта, за которой начинается личная, закрытая от глаз общественности жизнь, обсуждается уже давно. Некоторые считают, что стандарты для кандидатов на ответственные государственные посты должны отличаться от предъявляемых обычным людям». Эта фраза увеличила готовность респондентов выразить свое мнение.
3.Задавайте вопрос о третьем лице: сформулируйте вопрос так, как будто он адресован другим людям.
4. Спрячьте вопрос в группу вопросов, на которые респондент согласен отвечать.
5.Вместо вопроса о конкретных цифрах предоставьте категории ответа для выбора. Не спрашивайте, чему равен годовой семейный доход респондента. Вместо этого предложите сделать отметку около одной из категорий: меньше 1000 грн., 1000-2500 грн., 2500-5000 грн., больше 5000 грн. В личных опросах давайте респонденту набор карточек со списком пронумерованных вариантов. Опрашиваемые в этом случае называют номер соответствующей карточки.
6.Используйте вероятностные методики. В этом случае респонденту предлагается два вопроса, из которых один затрагивает чувства отвечающего, а другой нейтральный с известной вероятностью положительного ответа (например: «Ваш день рождения в марте?»). Затем респондента просят выбрать один вопрос наугад, например, подбросив монетку. Опрашиваемый отвечает на выбранный вопрос «да» или «нет», не говоря исследователю, на какой именно вопрос он отвечает. Имея общую вероятность положительного ответа, вероятность выбора «чувствительного» вопроса и вероятность положительного ответа на нейтральный вопрос, используя закон распределения вероятности, исследователь может оценить вероятность того, что ответ «да» был дан на «чувствительный» вопрос. Однако исследователь не может точно определить, кто из респондентов ответил «да» на «чувствительный» вопрос.
СТРУКТУРА ВОПРОСА
Вопрос может быть структурированный или неструктурированный. В следующих разделах дается определение структурированного вопроса и обсуждаются сравнительные преимущества и недостатки основных видов структурированных вопросов: многовариантный, альтернативный и с помощью шкалы.
6.1. Неструктурированные вопросы
К неструктурированным вопросам (unstructured questions) относятся открытые вопросы, на которые респондент отвечает своими словами. Они также называются вопросами с произвольным вариантом ответа. Вот некоторые примеры:
Каково ваше занятие?
Что вы думаете о постоянных клиентах универмагов, торгующих со скидками?
Кто из политиков вам наиболее симпатичен?
Открытые вопросы хороши для размещения в начале анкеты. Они позволяют респондентам выразить общее отношение и мнение, что в дальнейшем позволит исследователю преобразовать их ответы в структурированные вопросы. Неструктурированные вопросы намного меньше искажают ответ, чем структурированные. Респонденты могут свободно выражать любые мнения. Их комментарии и пояснения могут натолкнуть исследователя на неожиданные и новые идеи. Следовательно, неструктурированные вопросы полезны в поисковых исследованиях.
Принципиальный недостаток неструктурированных вопросов – большая зависимость ответов от объективности и опыта интервьюера. В зависимости от того, записывают ли специалисты, проводящие опрос, ответы дословно или только конспектируют основные мысли, полученная информация сильно, зависит от опыта и знаний интервьюера. Поэтому в случаях, когда важна дословная передача ответа, следует использовать диктофон.
Еще один существенным недостатком неструктурированных вопросов является сложность и дороговизна кодирования ответов. Процедуры кодирования предусматривают обобщение ответов в формате, доступном для анализа и интерпретации. Косвенным образом открытые вопросы увеличивают значимость мнения респондентов, более четко выражающих свои мысли. Неструктурированные вопросы также не очень удобны при использовании самостоятельно заполняемых анкет (почта, электронная почта, Интернет), так как письменные ответы более краткие по сравнению с устными.
Предварительное кодирование помогает преодолеть некоторые недостатки неструктурированных вопросов. Ожидаемые ответы записываются в формате вопросов с выбором ответов, хотя вопросы представляются как открытые. Основываясь на ответе респондента, интервьюер выбирает соответствующую категорию. Этот подход используется, когда респондент быстро формулирует ответ, и легко спрогнозировать возможные ответы, так как их количество ограничено. Например, этот подход можно применить при исследовании наличия бытовых приборов. Он также успешно применяется и в исследовании отраслей бизнеса, как это показано в примере ниже.
ПРИМЕР. Оценивая отношение к доступу на рынок
Ведущая телекоммуникационная фирма провела национальный телефонный опрос для определения отношения бизнесменов к равному доступу на рынок. Один вопрос был задан в форме открытого вопроса с заранее закодированными ответами.
Услуги какой компании или компаний ваша фирма использует в настоящее время для междугородних телефонных переговоров? Если больше одной, пожалуйста, перечислите их названия. (Задавайте как открытый вопрос. Возможно несколько вариантов ответа. Ответы отметьте напротив компаний из следующего списка)
1._____ МТС
2._____ Киевстар
3._____ Лайф
4.____ Билайн
5.____ Утел
6.____ Другое(запишите название)
7.____ Не знаю/ ответ отсутствует
В целом открытые вопросы полезны в поисковых исследованиях и в качестве начальных вопросов. В больших исследованиях их недостатки перекрывают преимущества.
6.1.2.Структурированные вопросы
Структурированные вопросы (structured questions)
Вопросы, которые заранее предполагают набор вариантов ответов и формат ответа. Структурированный вопрос может быть многовариантным, альтернативным или основанным на шкале.
Источник
8.4. ВЫБОР ТИПА ВОПРОСА
На неструктурированные вопросы респондент дает ответ своими собственными словами, и этот ответ полностью фик сируется в той или форме. Чаще всего текст ответа записыва ется интервьюером.
Неструктурированные вопросы позволяют понять взгляды респондентов, вникнуть в мотивы их поведения. Поскольку эти вопросы не навязывают респонденту взглядов исследователя, то они не вносят и соответствующей погрешности, неизбежной в случае предъявления респонденту вариантов возможного ответа.
Однако у неструктурированных вопросов есть и ряд серьез ных недостатков.
Они придают больший вес мнениям тех респондентов, которые умеют сформулировать свою мысль.
Избавляя от погрешности, вызванной навязыванием рес понденту взглядов исследователя, они увеличивают по-грешность, вносимую интервьюером, так как несмотря на обучение и контроль, одни интервьюеры записывают от веты респондентов дословно, другие — с той или иной степенью доскональности конспектируют ответы по соб ственному усмотрению.
Они требуют гораздо большего времени при анкетирова нии и обработке результатов (кодировании).
В силу указанных причин (третьей — в особенности), об ласть применения неструктурированных вопросов в описатель ных маркетинговых исследованиях достаточно ограничена: обычно их используют лишь в качестве вводных вопросов к теме.
В структурированных вопросах заранее предусматривается множество возможных ответов в конкретных формулировках.
Иногда этот перечень возможных ответов предлагается рес понденту, а иногда — нет.
Как уже отмечалось, процедуру полевого кодирования нужно применять очень осторожно, так как она чревата значи тельной погрешностью, вносимой интервьюерами, и потому может служить источником неконтролируемого смещения от ветов. Эта процедура допустима лишь тогда, когда вариантов ответа немного и их легко отличить друг от друга.
Например, даже тогда, когда требуется выяснить, какие марки товара знакомы респонденту, и интервьюер просто от мечает их в анкете, не показывая и не зачитывая списка респонденту, он может неправильно расслышать ответ респон дента. По-разному могут вести себя разные интервьюеры, когда респондент слегка искажает по забывчивости название марки. Поэтому, пытаясь изучать различия в информированности о марках товаров жителей разных регионов, нельзя забывать, что истинной причиной наблюдаемых эффектов могут служить различия в подходе разных интервьюеров к полевому кодиро-ванию.
Еще бессмысленнее применять полевое кодирование в более сложных ситуациях, когда требуется различать нюансы получа емых ответов. Таких ситуаций в описательных исследованиях нужно вообще избегать, а если уж они неизбежны, то лучше не полагаться на полевое кодирование, а задавать неструктуриро ванный (открытый) вопрос и внимательно кодировать собран ные данные после завершения полевого этапа исследований.
С точки зренййгформы, структурированные вопросы бывают трех типов: списочные (multiple choice), дихотомические и шкальные.
Списочный вопрос отличается от прочих структурирован-ных вопросов тем, что респондент выбирает из списка товаров, марок, дней недели и т.д. один, несколько (не больше опреде ленного числа) или любое желательное для него число вариан тов ответа в зависимости от задания. Иногда этот список вариантов предъявляется респонденту на карточке или зачиты вается, а иногда он сам понимает, какие варианты допустимы, когда его, например, просят указать дни недели или время суток, удобные для посещения магазина.
На случай, если респондент выбирает не содержащийся в списке вариант, в анкете всегда предусматривается ответ «дру гое», о чем респонденту иногда сообщают, например, путем внесения этого ответа в карточку, а иногда — не сообщают.
На случай, если респондент вообще не дает содержательного ответа на списочный вопрос, в анкете всегда предусматривается вариант «затрудняюсь ответить», который уж совсем редко выносится на карточку в качестве одного из равноправных ответов 1.
Иногда респондента просят выбрать только один вариант ответа, иногда — не более определенного числа вариантов ответа, а иногда — любое число вариантов ответа. Примером первой ситуации может служить вопрос, какая марка товара наиболее предпочтительна для респондента. Примером вто рой — вопрос о трех наиболее важных для респондента крите риях выбора товара. Примером третьей — вопрос о тех марках из списка марок определенного товара, о которых респондент знает или что-то слышал.
Серьезный недостаток списочных вопросов — зависимость результатов от порядка предлагаемых респонденту вариантов. Этот порядок становится особенно существенным, если вари антов много. В частности, у довольно большого числа респонреспондентов проявляется склонность выбирать варианты из середины списка. Поэтому, если вариантов слишком много, вопрос стараются разбить на несколько. Например, ставится вопрос не обо всех марках товаров разного типа, знакомых респонденту, а задают отдельные вопросы о марках товаров каждого типа. Если разбивка невозможна, иногда готовят не одну, а, например, две анкеты с различающимися порядками вариантов. Первую часть респондентов опрашивают по одной анкете, а вторую — по другой. При использовании технологий CATIvum САРІ перемешивание вариантов может взять на себя компьютер.
Другим недостатком списочных вопросов является то, что они фактически позволяют замерять частоту упоминания только предусмотренных в анкете вариантов ответа. Даже сообщение респонденту о наличии варианта «другое» не спасает: он всегда находится в неравном положении по сравнению с остальными, так как его содержимое нужно припоминать, а не замечать в списке.
Дихотомические вопросы — это вопросы, на которые до пустимы только утвердительный или отрицательный ответ. Если респондент не дает на такой вопрос ни того, ни другого ответа, интервьюер отмечает вариант «затрудняюсь ответить», который предусматривается всегда. Пример вопроса данного типа: «Предполагаете ли Вы приобрести новый автомобиль в течение ближайших шести месяцев?» с вариантами ответов: «да», «нет» и «затрудняюсь ответить». Заметим, что такой вопрос можно поставить и как шкальный, с такими варианта ми: «определенно куплю»; «скорее всего, куплю»; «есть неко торая вероятность, что куплю» и т.д.
Исследователь должен принять ряд решений относительно использования каждого дихотомического вопроса. Во-первых, стоит ли ставить данный вопрос в такой форме? Главный прин цип должен быть таким: эти вопросы можно и нужно использо вать тогда и только тогда, когда сами респонденты относятся к заданной теме по принципу «да» и «нет». В приведенном только что примере про покупку автомобиля дела, возможно, обстоят не так. Скажем, два респондента планируют купить автомобиль, но один из них — оптимист — ответит на вопрос утвердительно, а второй — пессимист — отрицательно. Поэтому в случаях, когда важны нюансы, их нужно выявлять шкальными вопросами.
Во-вторых, следует решить, сообщать ли респонденту, что он может не давать ни положительного, ни отрицательного ответа, или вынуждать его «определиться». Если исследователь считает, что значительное число респондентов не имеют мнения по данному вопросу, им нужно сообщить об имеющейся у них возможности уклониться от ответа, иначе из-за обилия совершенно произволь ных ответов в данных возникнет «грязь». А если, напротив, иссле дователь уверен, что у подавляющего числа респондентов мнение есть, но некоторые из них могут попытаться скрыть его из-за особенностей собственного характера, то сообщать респондентам о существовании варианта «затрудняюсь ответить» вряд ли стоит.
В-третьих, часто в дихотомической форме респондента спрашивают, согласен ли он с определенными высказывания ми. Тут очень важно, как — положительно или отрицательно — формулировать это высказывание. Поэтому иногда применяет ся метод раздельного голосования (split ballot technique), когда половине респондентов задают вопрос в одной форме, а поло вине — в другой.
Источник