Закон вызова и ответа Арнольда Джозефа Тойнби



Статья №2: История как «Вызов-и-Ответ». Концепция локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби

Статья №2: История как «Вызов-и-Ответ». Концепция локальных цивилизаций А. Дж. Тойнби

Поиски тех движущих сил исторического развития, под воздействием которых начали развиваться примитивные общества, привели английского историка и социолога А. Дж. Тойнби к созданию оригинальной цивилизационной концепции. Concepture публикует статью о теории пульсирующей силы общественного развития.

Историко-философские воззрения Тойнби во многом складывались под влиянием той ситуации, в которой оказалась Европа во второй половине XX века: европейские народы уничтожали друг друга в двух мировых войнах, будто знаменуя предсказанный Шпенглером «Закат Европы». Однако, Европа не «закатилась», а стала продвигать идею европоцентризма, согласно которой человечество должно объединиться под эгидой европейских ценностей, таких как индустриализм и демократия. По мнению Тойнби, такой путь развития мирового сообщества невозможен, поскольку не учитывает характерных особенностей конкретных цивилизаций и разнонаправленности общественного развития.

Согласно теории Тойнби, любое общество – это сложно устроенное образование, которое прошло свой, особенный путь развития и продолжает постоянно развиваться. Поэтому по-настоящему изучать историю значит изучать «жизнь общества, взятую как во внутренних, так и во внешних аспектах». Тойнби так определяет эти стороны: «Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его общин. Внешний аспект – это отношения между отдельными обществами, развернутые во времени и пространстве».

Суть концепции Тойнби, которую часто называют «концепцией вызова и ответа», заключается в том, что происхождение и развитие цивилизации возможно только при условии воздействия на общество различных факторов (вызов), которые требуют от этого общества адекватного ответа на этот вызов. Только вызов, брошенный обществу окружающей средой в виде экономических, политических и других проблем, может высвободить те творческие силы, с помощью которых общество решит наличную проблему. Если на вызов дан соответствующий ответ, то это создает благоприятные условия для перехода общества на более высокий уровень и для появления нового вызова. Если же общество не справляется с вызовом, оно останавливается в развитии и постепенно приближается к упадку и гибели. При этом вызов должен быть средним по силе, что даст возможность его успешно выдержать. В случае же слишком мягкого или слишком жесткого вызова общество либо останется в первоначальном состоянии, либо «перенапряжется» и будет не способно давать ответ на последующие вызовы.

В теории Тойнби отразилось его неприятие циклической модели развития обществ, согласно которой всякому обществу отведен примерно одинаковый срок, после чего оно непременно погибнет. «Догматически твердить вслед за Шпенглером, – пишет Тойнби, – что каждому обществу предопределен срок существования, столь же глупо, как и требовать, чтобы каждая пьеса состояла из одинакового числа актов». Для Тойнби как для верующего христианина возможности человека не ограничены, и история не что иное, как череда творческих ответов людей на вызовы вселенной. При этом каждый новый ответ имеет смысл, поскольку превращает человека в творца, выходящего за рамки своего наличного состояния, приближающегося к совершенству. Тойнби называет это «жизненным порывом», который обеспечивает социальный рост.

Таким образом, в рамках концепции Тойнби жизнеспособность всей цивилизации зависит от способности или неспособности членов общества вовремя и правильно отреагировать на стимул к изменению. Поэтому главную роль в судьбе цивилизации Тойнби отводит творческим личностям, которые обладают такими качествами, как духовность, самодостаточность, сознательность, имеют силы и знания, чтобы действовать с целью преобразования действительности. Эту идею Тойнби позаимствовал из работ Анри Бергсона («Творческая эволюция», «Два источника морали и религии»).

Деятельность по преобразованию действительности не может осуществляться всеми членами общества, поскольку достижение высокого уровня самосознания является «актом индивидуальной души, действующей независимо». Лучшими представителями общества становятся в результате большой внутренней работы, поэтому их всегда мало, но они образуют творческое меньшинство, усилием которых проводятся необходимые изменения, позволяющие вывести общество на новый уровень развития. При этом творческое меньшинство, как правило, конфликтует с инертным большинством, не желающим расставаться с привычным образом мира. «Для того чтобы побудить инертное большинство следовать за активным меньшинством, – пишет Тойнби, – недостаточно силы духа творческой личности. Освоение высоких духовно-нравственных ценностей предполагает способность к восприятию «культурной радиации», свободный мимесис как подражание духовно-нравственному порыву избранных носителей нового».

Со временем результаты внутренней работы творческого меньшинства переносятся в сферу социокультурных отношений, что является признаком роста цивилизации. Нетворческая масса постепенно переходит на сторону просвещенного меньшинства, усваивает их идеалы, и уже сообща они справляются с вызовом. Однако, как правило, творческая энергия меньшинства иссякает, и тогда оно теряет общепризнанное лидерство, превращается в режим, сохраняющий свою власть путем применения силы. На смену творческому меньшинству приходит правящее меньшинство, и это уже первый признак того, что цивилизация погибает.

По мнению Тойнби, развитие цивилизации обусловлено не географической экспансией, развитием высоких технологий и т.п., а единственно появлением угрозы, которая выводит общество из состояния покоя до возвращения в состояние равновесия. История общества ритмически организована, то есть представляет собой бесконечную смену состояний. Чем больше таких состояний переживает общество, тем сложнее, многограннее и самобытней оно становится. При этом цивилизации, утверждает Тойнби, не пытаются замкнуться в своих границах, а готовы к свободному диалогу с другими цивилизациями, более того межкультурное общение – это один из факторов успешного развития обществ по принципу «вызов-ответ». В связи с этим Тойнби писал: «Человеческие существа нуждаются во взаимном общении, чтобы реально осознавать общую им человечность и, следовательно, быть способными жить вместе как члены одной семьи».

Рекомендуем прочесть:

2. Ж.А.Гобино – «Опыт о неравенстве человеческих рас».

3. Н.А.Васильев – «Вопрос о падении Западной Римской империи и античной культуры в историографической литературе и в истории философии в связи с теорий истощения народов и человечества».

Источник

Теория «Вызова-Ответа» А. Тойнби

Детерминизм(от лат. determinare – определять)– философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и причинной взаимообусловленности явлений объективной действительности.Нет явлений без причины. Географический детерминизм усматривает причину явлений в географических условиях жизни людей.

В XX веке некоторые идеи географического детерминизма нашли своё выражение в культурологии, хотя и в смягчённом варианте в теории «Вызова-Ответа» Арнольда Тойнби.

Арнольд Тойнби (1889-1975) английский историк, он 30 лет работал над трудом «Постижение истории» (в 12 томах) (1934-1955), который посвящён философскому рассмотрению исторического процесса, осмыслению развития человечества через процесс постоянно сменяющих друг друга цивилизаций. Тойнби употреблял термин «цивилизация» в качестве синонима термину «культура».

Единой цивилизации человечества как таковой нет. Всемирная история, по Тойнби, представляет собой совокупность историй самостоятельных цивилизаций, которые сосуществуют рядом друг с другом и которые проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнут и уступают место другим.Цивилизация, считает Тойнби, это целостное историческое образование, являющееся «социальным атомом» — основной единицей истории. Тойнби описывает все исторически существовавшие цивилизации. В начале своего труда он указывает на 21 цивилизацию, потом увеличивает их число до 37. Большинство из перечисленных цивилизаций в настоящее время уже мертвы. Ныне существующих цивилизаций 7: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (в Корее и Японии), иранская, арабская.

Каждая локальная цивилизация представляет собой замкнутый и независимый от других мир, т.е. цивилизации обладают относительной самостоятельностью, но полностью не изолированы друг от друга. Каждая цивилизация обладает только ей присущими чертами и характеристиками и не напоминает по своим признакам другие цивилизации. Некоторые из цивилизаций никак не связаны ни с предшествующими, ни с последующими им во времени (например, египетская). Другие же благодаря существованию «сыновне-отеческих» связей образуют цепочки родственных цивилизаций. Например, минойская (на о. Крит) – эллинская – западная; или минойская – эллинская – православная. Цепочек длиной более чем в три поколения в истории Тойнби не обнаружил.

«Вызов-Ответ» —это теория, которая, по мнению Тойнби, объясняет рождение цивилизаций, их рост и причины гибели. Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких. Не все народы способны к культурному развитию, считает А.Тойнби, в частности к переходу к цивилизации, как высшей форме культурного развития. Это возможно тогда когда в наличии есть 2 условия:

Похожее:  Тест с ответами 8220 Устройство Римской республики 8221

1-е условие: относительно неблагоприятные природные условия: условия, которые не очень хороши и не очень плохи (враждебны). Хорошие условия не стимулируют к развитию и творчеству, а в суровых враждебных условиях люди полностью тратят силы только на выживание. Чтобы общество вышло из статического состояния, оно должно получить стимул к изменению, таким стимулом может быть только резкое ухудшение условий его жизни, когда общество оказывается под угрозой. Ухудшение – это Вызов– постановка задачи, которую нужно решить.

2-е условие: наличие творческого меньшинства в данном народе. Творческое меньшинство – это дрожжи в котле человечества, творческие люди дают импульс к росту цивилизации. Найденное творческим меньшинством решение есть Ответ на Вызов. А.Тойнби разделяет общество на две части: творческое меньшинство и инертное большинство, которое следует за творческим меньшинством, подражая ему. А.Тойнби называет это подражание — мимесис.

История любой цивилизации представляет собою цепочку «Вызовов-и-Ответов». Отсутствие Вызовов означает отсутствие стимулов к развитию. Всякий Вызов побуждает общество к совершенствованию, а нахождение адекватного ответа означает его подъем. Неспособность творческого меньшинства найти адекватный Ответ на Вызов приводит к кризису общества и ставит под угрозу его существование. На один и тот же Вызов могут быть даны разные ответы, а значит, возможны разные варианты развития, т.е. культуры народов будут разными.

Первые Вызовы брошены долинами рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда, именно там возникли первые цивилизации (шумерская, египетская, индская), которые ещё называются «речными цивилизациями».

Наряду с природными вызовами, существуют также вызовы человеческой среды. Тойнби выделяет три стимула, которые бросает общество. 1) Стимул удара – неожиданное внезапное нападение врагов, например, когда греческие города объединились и отразили нападение царя Ксеркса, за этой победой последовал расцвет культуры в Афинах и других греческих городах. 2) Стимул давления — непрерывно длительное внешнее давление; например, длительное давление кочевников Великой Степи сыграло стимулирующую роль в развитии православно-христианской Руси. 3) Стимул социального ущемления – это рабство, бедность, классовое неравенство, национальная или религиозная дискриминация. Тойнби писал, что социальная группа, слой, класс, в чём-либо ущемлённые собственными ли действиями, действиями других людей, либо волей случая, утратив нечто жизненно важное, направляют свою энергию на выработку свойства, возмещающего потерю, в чём, как правило, достигают немалых успехов. Так лоза, подрезанная ножом садовника, отвечает бурным ростом новых побегов.

А.Тойнби убеждён, что ход истории зависит от деятельности людей, насколько они разумны и активны. Он верит в возможность будущего объединения всех людей в общечеловеческие цивилизации, и эти идеи не устарели и в XXI веке.

Источник

Закон вызова и ответа Арнольда Джозефа Тойнби.

Годы жизни Тойнби: 1889-1975. Он работал профессором истории Оксфордского университета и дипломатом в министерстве иностранных дел. Он объехал много стран и везде видел обломки древних цивилизаций. Главная его книга – это «Постижение истории» в 9 томах.

Сущность закона вызова и ответа состоит в следующем: окружающая среда предлагает цивилизации вызов, элита должна найти ответ, если ответа нет или он неадекватный, то цивилизация погибает, если элите удаётся найти правильный ответ, то эта цивилизация завоёвывает и учит соседей этому великому изобретению. Расширение границ, пополнение рабочей силы и ассимиляция соседних варваров – эти виды деятельности характерны для любой цивилизации.

Три сорта вызовов:

· Неблагоприятные природные и климатические условия. Цивилизация достигает успехов не вследствие лёгких условий географической среды, а вопреки суровому климату. Отсутствие вызовов и слишком хорошие природные условия, как правило, поощряют возврат к природе – «вперёд к обезьянам» — и приводят к прекращению всякого развития цивилизации.

· Гниение и упадок предшествующих цивилизаций, Слабость противника – это тоже вызов, потому что слабость противника порождает у другого противника надежду на лёгкую победу.

Элита – это творческое меньшинство, которое правит сначала в силу заслуг и авторитета, затем элита неизбежно вырождается и правит силой оружия, затем элита погибает и уступает место на вершине власти другой элите. Элита должна превратить вялые и инертные массы в своих волевых, стремящихся к новым целям спутников. Масса – нетворческое большинство. Масса лишена способности творить и должна подражать элите. Тойнби не смог сформулировать критерий, который отличает одну цивилизацию от другой, поэтому он назвал слишком много цивилизаций – 21 цивилизацию. К тому же Тойнби буквально «утонул» в информации об огромном количестве исторических фактов и не смог ясно изложить свою концепцию, так как он не умел выделить главное в своей концепции.

Примеры успешных ответов цивилизаций:

· Охотники Сахары. После окончания ледникового периода начался неблагоприятный для древних людей процесс иссушения афразийской степи, на месте тучных пастбищ возникла пустыня Сахара. Процесс иссушения – это вызов для древних людей. Некоторые племена охотников и собирателей просто вымерли. Другие племена сделали два великих ответа: кочевое скотоводство и поливное земледелие. Кочевники основали кочевую цивилизацию и стали искусно водить свои стада по сезонному маршруту миграции, из одного оазиса в другой. Такие же степи и климат существуют в Америке и Австралии, но индейцы и аборигены Австралии не знали такого изобретения, как скотоводство, таким образом, не всё зависит от природных условий. Предки египтян и шумеров сумели освоить болота в долинах рек Нил, Тигр и Евфрат, они основали речные цивилизации, они построили грандиозные дренажные и оросительные системы, используя не железные, а только каменные и деревянные орудия труда.

· Андская цивилизация возникла на территории нагорья. Вызов для предков инков – это малая территория земли, пригодной для земледелия в горах, суровый климат и низкое плодородие земли. Ответ – это террасное земледелие.

· Минойская цивилизация. Центром этой цивилизации был остров Крит, эта цивилизация возникла в результате вызова моря. Минойская цивилизация погибла в результате природной катастрофы, в результате извержения вулкана в 1 600 г. до н.э. Финикийцы жили в горах на берегу моря и имели мало земли, пригодной для земледелия. Ответ – изобретение морских кораблей, морской торговли и алфавита. Финикийскими товарами стало бронзовое оружие, изделия из стекла и пурпурные ткани. Финикийцы были вытеснены с морских путей их учениками – древними греками, которые превзошли своих учителей в торговле. Последняя колония финикийцев – Карфаген — была разрушена Древним Римом. Таким образом, финикийцы не нашли ответа на новый вызов среды – торговую конкуренцию и военное нашествие Греции и Рима, и их цивилизация погибла.

· Вызов для античной цивилизации Древней Греции – это малое плодородие каменистых почв и нехватка продовольствия в условиях быстрого роста населения. Было три попытки сделать ответ на этот вызов. Ответ Спарты состоял в том, что нужно завоевать близлежащие земли в Мессении, превратить завоёванных жителей в государственных рабов и заставить их работать на спартанцев. Для выполнения этой задачи Спарта была вынуждена создать регулярную армию и милитаризовать свою жизнь сверху донизу, но спартанцы не имели ремесла и торговли, они были отсталыми во всех областях, кроме войны. Ответ Коринфа и Колхиды состоял в том, что нужно основать заморские колонии в Сицилии, Южной Италии и Фракии, где было много плодородной земли, и привести оттуда хлеб. Но самый удачный и эффективный ответ сделали Афины. Афины позаимствовали изобретение у финикийцев – морскую торговлю и ремесло, а хлеб просто купили на вырученные деньги. Афины превзошли своих учителей в том, что изобрели первый в мире военный, а не торговый корабль – триеру, новые товары – железное оружие, виноградное вино, оливковое масло, серебряные украшения, керамику и так далее. Нашествие персов на Грецию вызвало успешный поход Александра Македонского. Древний Рим в ответ на нашествие галлов изобрёл мобильное построение пехоты, затем римляне изобрели Римский кодекс законов.

Похожее:  Какие есть методы диагностики сердца

· Для России вызовом стали постоянные нашествия кочевников. Россия расположена на дороге из Азии в Европу, по которой шли бесчисленные волны нашествий на Европу со стороны кочевников. В результате подобных нашествий Византия, которая тоже была расположена на этой дороге, была просто сметена с лица земли, а Австрия выстояла против турок-османов. Ответ России состоял в изобретении служилого сословия – казачества, в использовании против кочевников огнестрельного оружия и ладьи. Огнестрельное оружие было изобретено французами и англичанами в ходе столетней войны, ладья или дракар – это варяжское изобретение, таким образом, русские ничего не изобретали, а успешно использовали против азиатов европейские изобретения. Казаки обосновались на реках и сделали их естественными рубежами обороны, затем они стали использовать ладью для продвижения в Сибирь, таким образом, казаки завоевали земли кочевников и раздавили этот древний очаг агрессии против земледельцев Европы и Азии. Примером успешного похода казаков является поход Ермака из столицы Строгановых п. Орёл (Пермский край) в Сибирь.

· Если развить идеи Тойнби, то можно назвать вызовы, которые в ответ привели к четырем Великим английским изобретениям:

а). Низкая производительность труда крепостных работников вызвала необходимость изобрести вместо административных стимулов более эффективные стимулы – премию и штраф.

б). Дефицит товаров, особенно перца и пряностей, стал вызовом, который привёл к необходимости изобрести океанскую торговлю, океанские корабли – каравеллы-и рыночные отношения, при которых дефицит не может существовать в принципе. Если раньше корабли были примитивными, и на них можно было плавать только вдоль берега, чтобы в случае бури можно было спрятаться в какой-нибудь бухте, то на каравелле можно было плавать прямиком через океан.

в). Конкуренция со стороны индийских ткачей, которые умели изготовлять ткани ручной работы по очень низкой цене и отличного качества, вызвала необходимость изобрести механические ткацкие станки и паровой двигатель.

г). Злоупотребления тиранов вызвали необходимость изобрести систему представительной демократии, которая состоит из конституции, парламента, системы разделения властей, многопартийных выборов и политических свобод.

Синтез формационного и цивилизационного подходов.

Некоторые авторы необоснованно противопоставляли эти подходы при исследовании истории общества. По моему мнению, необходим теоретический синтез этих подходов. Кто гонит человечество вверх по ступеням прогрессивного формационного развития? Некоторые религиозные философы в качестве такого кнута называли божью волю, который ведёт человечество к цели. Такое объяснение меня не устраивает, так как, по моему мнению, бога не существует. Прогресс общества идёт не по божественному плану, а путем слепого поиска, путём проб и ошибок по закону вызова и ответа Тойнби. Локальные цивилизации реализуют различные проекты развития, борются друг с другом, в результате с помощью войны и конкуренции на международном рынке происходит естественный отбор этих цивилизаций и их ответов. Из-за этой борьбы цивилизаций происходит смена цивилизаций – лидеров на мировой арене. Война и рынок – это всегда жребий, поэтому ни одна цивилизация не может побеждать вечно по теории вероятности, однажды удача может отвернуться от ранее удачливой цивилизации, к тому же со временем происходит вырождение творческой элиты этой цивилизации, она теряет способность делать изобретения. Локальная цивилизация – это единица отбора в человеческой истории, наподобие биологического вида в биосфере. Таким образом, борьба локальных цивилизаций является причиной формационного развития, тем кнутом, который гонит человечество вверх по ступеням прогрессивного формационного развития, хотя отдельные люди, нации, организации, группы, страны и цивилизации развиваются циклически через рождение, расцвет, упадок и гибель.

Примеры цивилизаций-лидеров на мировой арене, которые сменяли друг друга – это древний Восток и Западная Европа. Многие завоеватели прошлого – Александр Македонский, Чингисхан, Наполеон Бонапарт, Адольф Гитлер – пытались завоевать мировое господства, но эта идея является утопией, так как воплощение в жизнь этой идеи привело бы к окончанию соперничества между цивилизациями, к застою и окончанию прогресса человечества, что не возможно в принципе. Создание глобальной системы человеческого общества, которое мы наблюдаем сегодня, приведёт не к прекращению, а к обострению экономического соперничества между отдельными регионами мира. Например, по темпам экономического развития сегодня на первое место вышли страны Юго-Восточной Азии и Китай. Славянофилы в России 19 века предлагали искать свой российский путь прогресса, большевики пытались это осуществить на практике. В результате выяснилось, что нельзя искать свой путь прогресса в отсталой стране, сначала нужно догнать передовые страны, ввести их новейшие социальные изобретения, например систему представительной демократии, а только затем пробовать изобретать свой путь прогресса.

Источник

Концепция Вызовов и Ответов развития А. Тойнби

Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества («Исследование истории«, 1934-1961).

Он показывает, что история человечества — совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций (в каждой цепочке – не больше 3).

Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой (генезис – рост – надлом – упадок).

Движущее начало цивилизации — «творческое меньшинство«, которое ведёт за собой «инертное большинство».

Специфика цивилизации определяется своеобразием «исторических вызовов» и ответов на них «меньшинства». «Культура развивается до тех пор, пока не прервется цепочка «Вызовов-и-Ответов».

Иногда «меньшинство» не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством — наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели.

Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.

Развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творчес­ким человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему при­рода, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо воз­можны разные Ответы на один и тот же Вызов.

Теория локальных цивилизаций – 21 цивилизация. До настоящего времени сохранились: Китайская, Индийская, Исламская, Русская, Западная

Теория «Ухода и Возврата» — уход – восстановление сил – Возврат (Конфуций, Будда).

Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. Надлом приводит к Распаду цивилизации

3 выхода из кризиса: Архаизм, Футуризм, Преобразование.

14.Сорокин о динамике культуры.

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – выдающийся русский философ, социолог, культуролог. В соответствии со своими методологическими установками Сорокин представлял исторический процесс, как процесс развития культуры. Под человеческой культурой, Сорокин понимает все созданное людьми. Любое общество – это социокультурная система — представляет собой некое единство, включающее три аспекта:

— мир вещей (конкретных предметов);

— субъективный мир (человек);

— транссубъективный мир (набор духовных сущностей — идеи, мысли, трансцендентный комплекс).

Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы. Культурные сверхсистемы представляют собой единство, все составные части которого пронизаны одним принципом и выражают одну ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, существующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры…» Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства, правила нравственности, свою экономику и политику, законы и наказания… На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением. Сорокин выделял три типа культуры.

1.Идеациональный тип. Ее главной ценностью, интегрирующей все сферы культуры, являются ценности религии. Стиль этой культуры символичен, искусство религиозно, героями могут быть боги, ангелы, святые и грешники. В ней мало внимания уделяется личности. К данному типу культуры относятся: Средневековая европейская культура, Культура Брахманской Индии, Буддийская культура, греческая культура с VIII по конец VI века до н.э.

Похожее:  Какие природные условия определяли расположение селений народов Поволжья

2.Идеалистический культурный менталитет (смешанный).Сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, трудно поддающимся логической интеграции. Человек не устремлен полностью в трансцендентность, но и не сосредоточен на сиюминутности. Искусство дает положительные примеры великих личностей, посвятивших себя воплощению идеала на земле. Мораль ориентируется на долге человека перед обществом. Церковь принимает участие в решении политических дел, выступая барьером для эгоизма и бессмысленной жестокости. К данному типу культуры относятся: западноевропейская культура XIII—XIV столетия; древнегреческая культура V-IV вв. до н. э.

3.Чувственная культура. Это новый принцип культуры – утилитарной, светской, «соответствующей этому миру». Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Эта культура характеризуется стремлением освободиться от религии, морали и других ценностей идеациональной культуры. Ее ценности сконцентрированы вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Ее герои — фермеры, рабочие, домохозяйки и даже преступники и сумасшедшие. Формирование чувственной культуры начинается с XVI в. и достигло своего апогея к середине ХХ века. Современный тип культуры. Чувственная системакультуры обречена, доказывал П. Сорокин, поскольку она ведетк деградации человека и обесцениванию ценностей. Но из признания неизбежности гибели данного типа культуры совсем не следует, что приходит конец всей человеческой культуре. Это означает не гибель культуры, а необходимость трансформаций, которые есть удел и условие жизни всех великих культур. Сорокин верил, что культура не погибнет, пока жив человек. Признавая наличие глубокого кризиса, который в настоящее время переживает западная культура, П. Сорокин оценивал этот кризис не как «3акат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество.

Источник

Концепция «Вызова-и-Ответа» А. Тойнби

Теория локальных цивилизаций А. Тойнби представляет вместе с концепциями Данилевского и О. Шпенглера одну в ту же линию в культурологии. В своем анализе человеческого общества английский ученый руководствовался теми же самыми мировоззренческими установками. Однако, его теоретические выводы существенно отличаются от постулатов предшественников, в прежде всего по тем позициям, о которых речь шла выше. А. Тойнби удалось сгладить слабые места «шпенглеровско-данилевского» подхода, показать его методологическую продуктивность и в известной мере реабилитировать принципиальные установки.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский историк и социолог. Всемирную известность ему принесло 12-томное исследование под названием «Постижение истории», в котором он изложил свои взгляды на историю и культуру человечества.

По мнению А. Тойнби, человечество как природный феномен предстает в виде совокупности отдельных дискретных единиц, социальных организаций — локальных (в самом непосредственном значении этого термина) цивилизаций, а исторический процесс, круговорот таких образований. Цивилизации уподобляются биологическим видам, обитающим в пределах определенного пространства и в определенное время. Каждая цивилизация привязывается к географическим условиям (имеет свой ареал распространения), которые играют существенную роль в создании ее своеобразия. Так же как и любой биологический организм, историческое существование цивилизаций проходит несколько фаз: энергия «жизненного порыва» стимулирует возникновение и рост, когда же «жизненные силы истощаются», то наступают надлом, упадок и разложение. Однако полностью от начала до конца цикл проходят далеко не все народы. А. Тойнби уверен, что каждая цивилизация проделывает свой, только ей свойственный путь: некоторые погибают, не успев достигнуть апогея, другие, возникнув, останавливаются в развитии, застывая в монотонном повторении одного и того же, третьи в кульминационный момент мгновенно рушатся.
Таких локальных цивилизаций, состоявшихся относительно самостоятельных общественных формообразований, в истории человечества А. Тойнби насчитывал 21. (Названия и число цивилизаций от тома к тому варьируется. В конце исследования А. Тойнби общее количество сокращается до 13, при этом увеличивая число сохранившихся до 7(8)):

  • египетская,
  • шумерская,
  • минойская,
  • китайская,
  • индская
  • хеттская
  • сирийская,
  • эллинская,
  • вавилонская,
  • майянская,
  • андская,
  • дальневосточная (основная)
  • и дальневосточная (Корея и Япония).
  • западная, (основная),
  • православно-христианская,
  • православно-христианская (в России),
  • индуистская,
  • юкатанская,
  • мексиканская,
  • иранская,
  • арабская.

До настоящего времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций:

  1. китайская,
  2. индийская,
  3. исламская,
  4. русская,
  5. западная.

Возникновение (генезис) культур — очень сложный процесс, необходимо стечение различных условий. Ни расовый тип, ни географическая среда («ареал»), ни политико-экономические предпосылки не играют решающего значения. Цивилизации рождаются в результате мутаций и зависят от сложной комбинации множества причин. Предсказать заранее появление новой культуры, как и то, насколько она станет влиятельной и достигнет расцвета очень труд но. Огромную роль в «исторической драме» играет закон «Вызова-и-Ответа».

«Вызов-и-Ответ» — центральная категория в культурологической концепции А. Тойнби. Рождение и прогресс цивилизации определяется этими категориями. С их помощью английский историк описывает динамические процессы, происходящие в культуре. Суть закона сводится к следующему. Любое общественное образование постоянно сталкивается с «вызовом»: возникает ситуация, когда внешние обстоятельства начинают угрожать существованию культуры. «Вызов» — это своеобразное вопрошание Божественного Провидения к человеку. «Вызов» каждый раз приобретет различную форму. Это могут быть как неблагоприятные природные условия так и враждебность других народов. «Вызовы» со стороны среды обитания необходимы: они стимулируют творческое развитие, будят жизненную активность. Общества, долгое время находящиеся в благоприятных условиях пребывают в прозябании, прогресс в них затормаживается.

На «Вызов» должен последовать ответ. По сути дела вся история человечества — это беспрерывная череда «Вызовов» и «Ответов». «Ответ» — это реакция на конкретный исторический запрос. Он должен быть адекватен ситуации и положительно разрешать проблемы, которые время ставит перед культурой. Варианты «Ответа»: переход к новой хозяйственной модели, изменение места жительства, создание оросительных система, интенсивное формирование определенного сословия (напр., воинского), создание новой религии, развитие техники и пр. Если «Вызов» не получает «Ответа» или он неадекватен ситуации, то «Вызов» повторяется вновь и вновь. Неспособность той или иной цивилизации найти «Ответ» и предложить положительное решение в силу утраты творческих энергии порождает общественные деформации и аномалии, которые копятся и приводят в конце концов к «надлому», а затем к упадку и исчезновению. Культура развивается до пор пока не прервется цепочка «Вызовов». Тойнби настаивает: гибель цивилизации вероятна, но не неизбежна.

«Ответ» на «Вызов» дают люди. Они несут ответственность как за взлет, так и за падение культуры — «надлом», «разложение» и исчезновение. В авангарде Цивилизации стоят творческие личности, влияющие на ход истории. Это — пророки, жрецы, философы, ученые, политические деятели, полководцы, художники и пр. Тойнби считает, что именно «творческое меньшинство» (элита), обладая талантом и энергией, дает «Ответ» на «Вызов», т. е. аккумулирует положительный опыт, выдвигает новые идеи и самоотверженно реализует их, увлекая за собой большинство. Обладая стратегически правильным даром предвидения, такие люди завоевывают авторитет у современников и на волне энтузиазма завоевывают власть. Однако элита тяготеет к замкнутости к обособлению от остальной части населения что ведет к вырождению (в прямом и переносном смысле этого слова). Чтобы удержаться у власти, «господствующее меньшинство» применяет силу В этой ситуации возникают «раскол в душе» и «душевный самотек» — отчуждение между членами общества растет осознание несправедливости социального мироустройства, творческие люди обращаясь к «другой правде» не участвуют в культурном созидании, Скапливается пролетариат.

Пролетариатом А. Тойнби называет вялое, не способное ни к самостоятельной творческой активности, ни к упорному труду, ни к защите отечества большинство. Если культура деградирует, то в ней увеличивается пролетариат. Пролетариат бывает внутренним — слой людей, готовых к возмущениям и беспорядкам в любой момент, коль скоро их желания вести праздную паразитическую жизнь не будут исполняться. Они угрожают культуре изнутри. На границах же цивилизации скапливается внешний пролетариат — народы, которые еще находятся на первобытной стадии развития. Цивилизация рушится, раздираемая собственными противоречиями под натиском варварской энергии внутреннего и внешнего пролетариатов.

Источник